Выставка «Среда обитания» в Городском выставочном зале Петрозаводска представляет творчество легендарного художника Павла Федоровича Никонова и фотографа Рауля Скрылёва (Москва).
Творчество Павла Федоровича Никонова известно большому кругу почитателей его таланта, поскольку без его творческого наследия искусство России было бы другим.
Биография художника пестрит взлетами и падениями, и далека от представлений обывателя, рисующего триумфальное шествие мастера, работы которого украшают коллекции ведущих музеев России.
Никонов получил свою известность достаточно рано. Его активный, взрывной характер сделал его лидером среди молодых художников, которых позднее назовут «шестидесятники». Именно 1960-е годы, наполненные переживаниями «оттепели» - короткого времени надежд, стали для искусства страны важными, поскольку именно в это время формировались новые парадигмы и задачи изобразительного искусства.
Одной из самых хрестоматийных работ Павла Никонова является холст «Геологи», показанный на манежной выставке, посвященной «30-летия МОСХ» в 1962 г. Он-то и стал одним из объектов разразившегося на вернисаже скандала. Эта работа оказалась знаковой для всего отечественного искусства, стала точкой разрыва времен, за которой осталось искусства сталинской эпохи. Она демонстрировала качественный сдвиг, случившийся в послевоенном сознании нового поколения творцов, открывала другие пространства для развития культуры страны.
Творческое долголетие художника, которому в 2020 г. исполнилось 90 лет, сопровождающееся чередой выставок в Москве и Санкт-Петербурге, сегодня позволяет познакомить зрителей с работами мастера, часть из которых были написаны в 2020 году для Государственной Третьяковской галереи.
Живопись Павла Никонова имеет удивительное свойство безмерной бездонности и «… полотно для него… как кусок земли, которую вскапывают, вспахивают, поливают, удобряют. И чем больше вкладывается труда, тем лучше она плодоносит. Его картины, с виду написанные очень быстро и вдохновенно, делаются, … очень долго, претерпевая множественные изменения. Как правило, написанная картина так же импульсивно и неожиданно смывается, пишется снова, смывается опять и так далее. Это настолько взаимосвязанные действия, что приходится признать смывание и сдирание живописи таким же важным этапом работы, как наложение красок. Это «нерациональный» метод – было смыто множество картин – как раз составляет самую суть его способа преодолевать мертвящий рационализм, столь свойственный современному сознанию» - считает искусствовед и близкий друг художника Е. Мурина.
Известность в среде знатоков и любителей современного искусства Раулю Скрылёву, - другу Павла Никонова и летописцу мастерских московских художников, принесла серия книг «Мастерская художника. Москва». Эта уникальная антология замечательна тем, что в разноликих творческих пространствах художников разных поколений в фотографиях Скрылёва проявляется удивительный феномен мастерской, которая неожиданно преодолевает свои физические границы, становится своеобразным ядром новой расширяющейся вселенной искусства, простирающейся вовне и захватывающей другие пространства.
Неброские фрагменты среды обитания, из которых рождается бесконечная Вселенная Мастера, лики творца, запечатленные в фотографиях Рауля Скрылёва, будут представлены на выставке живописи Павла Федоровича Никонова в Петрозаводске.