В Главном здании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан вновь выставлена экспозиция западноевропейского искусства!
Музейное собрание западноевропейской живописи насчитывает около 400 произведений. В экспозиции представлена лишь небольшая, но наиболее значительная часть этой коллекции, которая знакомит с искусством Италии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Франции, Австрии XIV – XVIII веков.
Более половины всего собрания происходит из коллекции Андрея Федоровича Лихачева (1832–1890), коллекционера, археолога, нумизмата, исследователя древней и средневековой истории Казанского края.
В живописной коллекции Лихачева, где наиболее широко было представлено западноевропейское искусство, основное место заняли классические образцы живописи. Как коллекционер он отдавал предпочтение искусству старых мастеров XVI–XVIII веков, особенно близких ему и наиболее значимых в системе академических ценностей. Это итальянский Ренессанс, «старые голландцы» XVII века, французский классицизм.
В ХХ веке коллекция западноевропейской живописи ГМИИ РТ неоднократно пополнялась. Наиболее существенным был вклад ГМИИ имени А.С. Пушкина в 1932 году – около 20 произведений. В их числе экспонируемая самая ранняя в коллекции работа конца XIV века итальянского мастера Мариотто ди Нардо «Мадонна с предстоящими Св.Стефаном и Антонием Аббатом», которая происходит из цистерцианского монастыря Сан Гальгано близ Сиены, а также полотна известных мастеров XVII века «Парусники в море» Людольфа Бакхейзена, «Семь дел милосердия» Франса Франкена Младшего, «Торговка рыбой» Джакомо Франческо Чиппера и «Поклонение пастухов» Леандро Бассано.
К шедеврам коллекции, которые относились к числу семейных реликвий Лихачевых, принадлежит «Мадонна с младенцем» Доменико Пулиго (Доменико ди Бартоломео Убальдини), художника флорентийской школы, замечательного мастера Высокого Возрождения.
В составе раздела итальянской школы произведения, отражающие основные тенденции в искусстве сеиченто, сложившиеся под влиянием великого Караваджо и основателей болонской Академии, братьев Карраччи. В их числе «Портрет молодого человека» кисти Доменикино (Доменико Цампьери), мастера болонской школы, учившегося у Лодовико Карраччи и испытавшего влияние Рафаэля.
Голландское искусство еще со времен Петра I пользовалось в России необычайной популярностью, и всегда было предметом увлеченного собирательства. Не стала исключением и европейская коллекция А.Ф. Лихачева, половину которой составили «старые голландцы», позволившие создать наиболее цельный раздел собрания (около 130 произведений).