НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Психея, душенька…». Литературный сюжет от античности к русскому классицизму

c 10 февраля по 28 марта 2021Санкт-Петербург
Камея: Амур и Психея. Россия, Екатеринбург. 1844–1846. Императорская гранильная фабрика. Резчик Василий Калугин (1810 – после 1862). Сардоникс; резьба, полировка
Перстень с инталией: Психея с кадуцеем, колосьями и маком
Эрот и Психея. Пантикапей. II–I вв. до н. э. Терракота, остатки белой обмазки, розовой и лиловой краски
Ваза в форме кратера с росписью по сюжету поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька». Россия, Санкт-Петербург. 1889. Императорский фарфоровый завод
Ваза в форме кратера с росписью по сюжету поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька». Россия, Санкт-Петербург. 1889. Императорский фарфоровый завод
10 февраля 2021 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа (Зал № 244) начинает работу выставка «”Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму».

В классической мифологии Психея – прекрасная молодая девушка – воплощение человеческой души. Она часто изображалась в виде девушки с крыльями, летящей птицы или бабочки. Образ Психеи, пришедший из искусства Древней Греции и Древнего Рима, оказался очень востребован в художественной культуре. Представленные на выставке произведения объединены общей темой – воплощение мифологического и литературного образа Психеи на протяжении разных эпох. Наиболее ярко сюжет мифа, а главное развитие иконографии и символики образов Амура и Психеи, отражают их изображения на драгоценных резных камнях – камеях и инталиях, – которые составляют почти половину экспонатов выставки.

Экспозиция организована по тематическому и хронологическому принципам. Более 100 экспонатов, выставки объединены вокруг двух полюсов: с одной стороны – это новелла римского писателя II века Апулея об Амуре и Психее, с другой – «Душенька», «древняя повесть в стихах» Ипполита Фёдоровича Богдановича, созданная в конце XVIII века.

Мифологический сюжет не терял своей значимости на протяжении многих столетий. Обращаясь к античному мифу об Амуре и Психее, художники и скульпторы разных стран придавали его героям ту трактовку, которая была созвучна их времени и господствующему в искусстве стилю.

С историей развития образа в античном искусстве на выставке знакомят терракоты, резные камни, изделия из драгоценных металлов, иллюстрирующие представление древних греков и римлян о Психее.

В произведениях малых форм отношения бога любви и человеческой души могли передаваться на различных смысловых и художественных уровнях: здесь и актуальные для искусства эпохи жанровые сценки, и аллегорические изображения страданий, и символы-обереги, призванные помочь душе в ее посмертных путешествиях.

Наиболее известным произведением античного времени, представляющая юных возлюбленных – Амура и Психею, является скульптурная группа, хранящаяся сейчас в Капитолийских музеях в Риме. (II век). Именно она послужила источником вдохновения для многих творцов древности и Нового времени. На выставке представлены многочисленные воспроизведения «Капитолийской группы» – в первую очередь, на резных камнях, как античных, так и относящихся к более позднему времени, а также мелкая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с этим скульптурным типом.

Одновременно с поисками образов в искусстве, складывалась и литературная традиция, включавшая множество приключений и злоключений героев, в том числе и путешествие Психеи в царство мертвых. Эта история была впервые изложена римским писателем Апулеем в романе «Метаморфозы, или Золотой осел» (II век).

В культуре Нового времени адаптация сюжета в литературе и изобразительном искусстве происходила одновременно, причем, литература и искусство взаимно обогащали друг друга. В эпоху Ренессанса, наряду с другими сюжетами античной мифологии, возвращается в искусство. В это время появляются серии работ, позволяющие рассказать историю в развитии. Расширяется сюжетный репертуар, закрепляется иконография героев за счет активного использования атрибутов, позволяющих легко узнать Амура и его возлюбленную.

На новую высоту популярность сюжета подняли росписи Рафаэля и его учеников на лоджиях виллы Киджи в Риме (сейчас – вилла Фарнезина), исполненные в 1517–1518 годах. Эти работы, растиражированные в гравюрах, ввели историю Амура и Психеи сначала в живопись и прикладное искусство Италии, а позже – в искусство и других европейских стран. Примером этому могут служить итальянские камеи XVI века, а также тарелки из серии «Сцены из истории Психеи», выполненные лиможским мастером Пьером Реймоном.

История античного мифа с её сочетанием спиритуализма и эротики оказалась в целом близка мастерам эпохи маньеризма, и с XVI века сюжет стал одним из самых востребованных в живописи и прикладном искусстве. К середине XVII века относится выполненная фламандским мастером Лукасом Фейдхербе группа из слоновой кости, в которой раскрывается множество оттенков любовного чувства.

Символом «галантного века» стала небольшая скульптура «Грозящий Амур», выполненная Этьеном Морисом Фальконе в 1757 году в мраморе, а впоследствии повторенная автором в бисквите. Через несколько лет скульптор создает парную статуэтку девочки-Психеи, прячущей от Амура его лук. В этот период аллегорические сюжеты Амура и Психеи часто встречаются на небольших драгоценных произведениях декоративно-прикладного искусства, которые, как и в древности, могли служить «подарками со значением»: табакерках, перстнях, украшениях. Аллегория «любовь – время» перекочевала из живописи в прикладное искусство: теперь парными фигурками Амура и Психеи украшались часы.

Пик популярности сюжета приходится на XVIII – XIX века, когда античное наследие оказывало влияние на все сферы творчества. Антикомания, подкрепленная артефактами, поступавшими из археологических раскопок, привела к резкой смене художественного языка: основным предметом интереса художников становятся не только сюжеты греческих мифов, но и сама личность мифологического героя, помещенного в «античный» антураж.

В эпоху классицизма мастера как будто заново вдохнули в древнюю легенду новую жизнь: невозможно перечислить все интерпретации истории любви Амура и Психеи в произведениях художников и скульпторов этого времени. Одним из наиболее прославленных апологетов неоклассики был итальянский скульптор Антонио Канова, создавший на эту тему две группы – «Амур и Психея» (1800 – 1803) и «Поцелуй Амура и Психеи» (1794 – 1797). Первая из них показана на выставке и является ее художественно-смысловым центром, вторая представлена копией из бисквита, выполненной в России на рубеже XVIII – XIX столетий на Императорском фарфоровом заводе.

В русском искусстве эпохи классицизма образ Психеи получил воплощение в поэме Ипполита Фёдоровича Богдановича «Душенька» (1775), где античная канва причудливо сплетается с современными автору реалиями и мотивами русских сказок. «Древняя повесть в стихах», пересказанная Богдановичем, содержит в себе много намеков и отсылок к культурной и политической жизни России Екатерининского времени.

Цикл рисунков Фёдора Петровича Толстого, исполненный в 1820 – 1833 годах, стал высочайшим достижением искусства русского классицизма, обессмертившим русскую Психею-Душеньку. Художник выступил полноправным соавтором поэта, предложив через полвека после создания литературного произведения свое прочтение сюжета. Из 64 рисунков Ф.П. Толстого – иллюстраций к «Душеньке» Богдановича, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее – на выставке экспонируется 16, среди них и наиболее известная работа цикла – «Душенька любуется собой в зеркало».

Благодаря сотрудничеству Государственного Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи впервые удалось представить русскую интерпретацию мифа об Амуре и Психее в сочетании с памятниками античного искусства и работами западноевропейских мастеров.

Выставка подготовлена Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа под руководством заведующей отделом, кандидата искусствоведения Анны Алексеевны Трофимовой.

Куратор выставки – Юлия Геннадьевна Семенова, научный сотрудник, главный хранитель Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен иллюстрированный научный каталог «“Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму» (СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2021. – 244 с. : ил.), авторы вступительных статей – научные сотрудники Государственного Эрмитажа Е.И. Арсентьева, С.В. Кокарева и Ю.Г. Семенова.

Выставка «”Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму» входит в оба маршрута – № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы) по Главному музейному комплексу.

www.museum.ru/N77102
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


Золотая вязь крымских узоров

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

Выставка «Провинциальный репортаж» в Музее наивного искусства, Екатеринбург

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru