В Котласском краеведческом музее открылась выставка «Мудрость печатного слова».
Экспонаты передал Сольвычегодский историко-художественный музей. Это не первый опыт сотрудничества Котласа с Сольвычегодским музеем, и это всегда очень интересные и ценные экспонаты. На этот раз Сольвычегодск предоставил 46 старинных книг XVII–XIX вв. В основном это старопечатные книги, есть и рукописные. Основную часть экспозиции составляют церковные книги: это Евангелие, служебники, описания жития святых. Очень интересны нотированные богослужебные сборники 18 века. На бумажных страничках мы видим ноты, выглядят они очень необычно. Дело в том, что это крюковые ноты.
Знаменное или крюковое письмо возникло на Руси в XI-м – начале XII-го веков. Знаменным оно был назван от старославянского слова «знамя», что означало «знак». Второе название письмо получило по названию одного из основных его знаков – «крюка». Знаменное или крюковое письмо использовалось для записи знаменного распева – основного древнерусского церковного пения. Крюковые знаки состояли из чёрточек, точек и запятых. Крюк ставится на силах, т.е. на ударных слогах. Крюками указывалось направление движения мелодии, относительный ритмический рисунок и звуковые акценты. По крюковой записи нельзя было спеть незнакомую мелодию, так как все обозначения были очень условными и предназначались лишь для напоминания уже знакомого напева.
Есть в экспозиции и образцы гражданской печати. Например, Историческое описание Российской коммерции М. Д. Чулкова – русского писателя, этнографа и фольклориста, издателя, историка.
Значительный экспонат на выставке – Соборное уложение – свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649 году, памятник русского права. Соборное Уложение 1649 г. на два века стало руководящим законодательным актом для Руси.
Кроме духовного наполнения богослужебные книги отличались внешним убранством: переплёт, художественное оформление страниц, дополнительная отделка в виде застёжек, ремешков, накладок и проч.
В XVII–XIX веках обрезы (торцовая часть книги) раскрашивались или обрабатывались специальными инструментами с целью изменения их фактуры. Самые ранние примеры декоративного оформления книжных обрезов обычно представляли собой геральдические орнаменты из позолоты или других красок.
Изображения, которые видны в зависимости от того, приоткрыта книга или плотно закрыта, начали появляться уже в середине XVII века. Тогда же художники обратились к полноценным пейзажам, научились наносить на книжные обрезы портреты и религиозные сюжеты. Расцвет этой декоративной техники пришелся на кон. XIX – нач. XX вв.
Церковные книги печатались особым шрифтом – кириллицей, которая по начертанию букв отличается от современных шрифтов.
В Котласском музее мы предлагаем вам это внимательно рассмотреть на выставке «Мудрость печатного слова».