НИКОНОВЫ. Три художника
Состав выставки: более 100 живописных и более 30 графических работ
Куратор: Анна Дьяконицына
Рабочая группа: Наталия Александрова, Анна Маполис
Третьяковская галерея представляет новый выставочный проект, который знакомит с творчеством трех живописцев разных поколений одной семьи. Центральная фигура проекта - Павел Фёдорович Никонов (род. 1930) - один из главных художников периода оттепели, который более 60 лет является активным участником современного художественного процесса и входит в число основоположников "сурового стиля". Выставка в Третьяковской галерее приурочена к 90-летию Павла Никонова и презентует ретроспективу не только его собственного творчества, но и старшего брата художника - Михаила Фёдоровича Никонова (1928-2010), также принадлежавшего к легендарной когорте шестидесятников, и дочери - Виктории Павловне Никоновой (1968-2008), представительницы генерации живописцев переломных 1990-х годов.
Выставка "Никоновы. Три художника" позволяет увидеть сквозь призму творчества трех мастеров широкий спектр явлений в отечественной живописи второй половины ХХ - начала XXI века и в этом качестве по масштабу охвата художественных тенденций превосходит привычный формат выставки творческой династии. Из суммы индивидуальных поисков складывается широкий контекст времени - от явлений, уже принадлежащих истории, до сегодняшнего дня.
Центральная фигура проекта - Павел Фёдорович Никонов (род. 1930), народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России. Павел Никонов, которому в мае 2020 года исполнилось 90 лет, - активный участник культурных событий эпохи оттепели. Он стал одним из мастеров, с чьим именем в 1960-е годы было связано обновление живописного языка, положившее начало "суровому стилю". Более 60 лет Павел Никонов непрерывно участвует в современном художественном процессе. На выставке показаны как ранние произведения живописца, например "Рыбаки" (1959, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки), так и ставшая классикой ХХ века картина "Геологи" (1962) из постоянной экспозиции Государственной Третьяковский галереи. Впервые широкому зрителю будет представлено масштабное полотно "Мясо" (1960-1961, собрание Рэймонда и Сюзан Джонсон, США), которое относится к этому же времени. Период, связанный с приобретением старого дома в деревне Алексино близ города Калязин, в творчестве художника отмечен синтезом натурных впечатлений и живописной традиции отечественного и мирового искусства ХХ века. Работы последних десятилетий, написанные свободной кистью, представляют Павла Никонова как оригинального художника-экспрессиониста, работающего в рамках фигуративной традиции. Острое переживание событий, сливающихся в поток жизни, - именно этим наполнено искусство мастера, наделенного исключительным творческим долголетием.
Старший брат Павла, Михаил Никонов, не столь известный в наши дни, в свое время был одним из лидеров поколения. Он был разносторонне одарен от природы: прекрасно рисовал и обладал музыкальными способностями. Еще во время учебы Михаил Никонов проявил себя как талантливый рисовальщик. Его произведения были отобраны для методического кабинета Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова в качестве образцов. Михаил Никонов прекрасно зарекомендовал себя и среди профессионалов-художников во время поездок на Академическую дачу имени И.Е. Репина, где он активно работал во второй половине 1950-х годов и где познакомился со своей будущей женой. В этот период в его искусстве произошел перелом, отчетливо заметный в стилистике произведений: этот рубеж прослеживается, с одной стороны, в "Портрете отца" (середина 1950-х годов), а с другой - в серии портретов жены и этюдах, созданных начиная с 1958 года. Интересно сравнить до чрезвычайности близкий к натуре "Портрет отца", исполненный в традиционной технике многослойной лессировочной живописи, с позднейшими интерпретациями его образа в работах младшего брата - Павла Никонова, и такая уникальная возможность будет у посетителей выставки. В своем творчестве Михаил Никонов пытался пересмотреть традиционные устои живописца. Его работы отличают острая гротесковая образность, открытая и экспрессивная манера письма, построенная на цветовых контрастах.
Виктория Никонова - дочь Павла Никонова - принадлежит к следующему поколению художников, а ее искусство приближает нас к проблемам живописи рубежа XX и XXI веков. Обращаясь к обыденным, привычным предметам, в своем творчестве Виктория Никонова раскрывает через них глубину эмоционального переживания мира. Ранняя одаренность художницы, развиваясь и трансформируясь с годами, способствовала рождению оригинального мастера. Получив образование театрального художника, Виктория Никонова осуществила в театре лишь несколько работ, а мир станковой живописи стал главной сферой ее творческой реализации. Самостоятельный творческий путь Никоновой начался в конце 1990-х в мастерской на Арбате, где она работала вместе с другими молодыми художниками. Там Виктория писала городские виды и сдержанные по цвету интерьеры. "Кресло на сером" (1990) - одно из редких сохранившихся произведений того периода (позднее художница безжалостно уничтожала картины, если считала их "несостоявшимися"). Работая с предельной самоотдачей, Виктория Никонова была необычайно требовательна к себе. Новый этап формирования ее авторского стиля был связан с уходом из группыхудожников мастерской на Арбате и началом работы в собственной мастерской в Большом Афанасьевском переулке. Именно здесь было создано большинство представленных на выставке произведений. В таких работах художницы, как "Стул" (1995), "Зеркало" (1995), "Красный интерьер" (2005) и более поздних произведениях "Белые крыши" (2005), "Ночной интерьер" (2005), Виктория Никонова предстает тонким колористом и чутким наблюдателем, а ее работы выстраиваются в серии, явно связанные друг с другом.
Творчество трех Никоновых, представленное в рамках выставочного проекта в Третьяковской галерее, позволяет проследить главные направления отечественной живописи второй половины ХХ и начала XXI века в их историческом развитии. И вместе с тем концепция проекта не ограничивается историей художественного процесса. Тема выставки - история трех человеческих судеб. Это история борьбы за свободу художественного высказывания, взаимоотношений творческой личности и государства, художника и общества. Давая возможность соприкоснуться с тремя неповторимыми линиями жизни, выставка "Никоновы. Три художника" не только открывает нам одну из важнейших страниц истории русского искусства, но и вновь поднимает вопросы о роли и месте живописи в искусстве современности.
Специально к выставке подготовлен каталог, содержащий статьи о творчестве каждого из художников семьи Никоновых и репродукции работ, представленных на выставке.
Новая Третьяковка, Москва, Крымский Вал, 10, залы 39–42