С 14 августа Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме приглашает на выставку «Пятое измерение», посвященную Анне Ахматовой и Михаилу Булгакову.
«Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!» (Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита).
Выставка «Пятое измерение» соединяет в Фонтанном Доме два имени – Анны Ахматовой и Михаила Булгакова. Не самое очевидное литературное соседство. Он живет в Москве, она – в Ленинграде. Он – прозаик и драматург. Она – поэт. Ахматова и Булгаков – писатели разного стиля, но одной культуры и одного времени.
И для нее, и для него «пятое измерение» становится выходом за рамки повседневности, способом преодоления времени и пространства. Так у Ахматовой в «Поэме без героя» расступаются стены, и к автору в канун 1940-го года приходят тени из 1913-го, а в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» читатель оказывается то на Патриарших прудах 1920-х годов, то в евангельские времена на балконе Понтия Пилата.
Для художественного решения выставки выбран образ большой коммунальной квартиры. «Нехорошей квартиры», как называет ее автор романа «Мастер и Маргарита», из которой не по своей воле исчезают люди. В Фонтанном Доме это было реальностью: из квартиры №44 под конвоем уводили Николая Пунина и Льва Гумилева.
По обе стороны длинного коридора – двери и дверки. Открыв любую из них можно войти или заглянуть в пространство жизни и творчества двух писателей. Каждая «комната» имеет условное название. Так, например, в комнате «Было дело в Грибоедове» представлены исторические документы из ленинградского Дома писателей, абсурдные, как будто сошедшие со страниц «Мастера и Маргариты»; а в «Судилище» можно взять в руки и прочитать стенограммы партийных заседаний, на которых Ахматову называли «невероятной блудней», а Булгакова «литературным уборщиком».
Отдельное место на выставке занимает комната «Я над будущим тайно колдую». В ней – легендарный портрет Анны Ахматовой, сделанный в 1911 году в Париже Амедео Модильяни. «Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня давно привыкли», – вспоминала Ахматова.
Для комнаты «Пятое измерение» петербуржцы принесли фотографии из своих семейных архивов. На снимках – лица людей 1930-60-х годов. Кто они: обыватели, герои своего времени, читатели, соседи по коммунальной квартире? Их взгляды направлены в центр комнаты, где на столе – чернильница, рукописи Ахматовой и Булгакова.
«Подвал памяти» – уникальная возможность посмотреть на страницы «Поэмы без Героя» и романа «Мастер и Маргарита», которые можно увидеть только здесь - это рабочие варианты разных лет, не вошедшие в окончательную редакцию.
Специально для выставки петербургский художник Нестор Энгельке вырубил на дверных филенках рельефные портреты Ахматовой и Булгакова.
Над выставкой работали:
Идея: Леонид Копылов
Разработка концепции: Нина Попова, Татьяна Позднякова, Анна Соколова, Ирина Иванова, Жанна Телевицкая, Светлана Александрова, Елена Арефьева, Елена Джумук, Галина Артеменко, Арсений Агеев, Виктория Зыбкина
Художник Сергей Падалко (Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»).
Материалы из фондов музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Института русской литературы (Пушкинский дом), Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Российского архива литературы и искусства, Государственного музея городской скульптуры, Дома-музея М.А. Булгакова в Киеве, Государственного архива историко-политических документов.
Благодарим за помощь в создании проекта: музей М.А. Булгакова в Москве, мастерскую «Двери с помоек», художника Ирину Бируля, художника Нестора Энгельке, фотографов Дмитрия Горячева и Владимира Герасимова.