НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов

c 21 июля по 15 ноябряМосква
Валентин Серов (1865-1911). Похищение Европы. 1910. Холст, темпера, гуашь, уголь. Государственная Третьяковская галерея
Репин И.Е. Голова девушки. Портрет Софьи Васильевны Сазоновой, рожд. Репиной (1879-1950). 1900. Бумага наклеенная на картон, уголь, темпера, сангина. 63 х 47,6. Государственная Третьяковская галерея
Врубель М.А. Серафим. 1904-1905. Бумага, акварель, уголь, графитный карандаш. 45 х 35,8. Государственная Третьяковская галерея
Борисов-Мусатов В.Э.  Портрет дамы. 1902. Бумага на холсте, акварель, пастель, уголь. 82 х 62,7. Государственная Третьяковская галерея
Ге Н.Н. Голова Христа. Этюд для картины ''Голгофа'' (1893, ГТГ).  Бумага, уголь, растушка.  58,6 х 46,4. Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея представляет новый выставочной проект «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов»

Состав выставки: около 200 произведений графики из собрания Третьяковской галереи

Кураторы: Ирина Шуманова, Майя Киселева, Ирина Заславская.

Это продолжение серии сменных экспозиций из цикла «Художник и время», который проходит в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» и посвящен важнейшим этапам истории русской графики. На выставке представлены произведения В.М. Васнецова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова — художников, без которых было бы невозможно наступление нового века в искусстве. Их произведения демонстрируются монографически, демонстрируя лучшие и характерные работы в отдельных залах.

Накануне ХХ столетия единая картина мира изобразительного искусства распалась на множество индивидуальных миров. Главенствовавшие во второй половине XIX века эстетические модели - академическая и передвижническая - ушли в прошлое, что сопровождалось революционными изменениями в иерархии жанров и техник. Графика словно обрела второе дыхание после десятилетий пребывания в тени живописи и стремительно начала движение к самоценности, формируя новые стилистические приемы, новый язык, новые пути взаимодействия со зрителем. Тогда начала цениться не только точность воспроизведения действительности, но и выразительность самого рисунка, мастерство исполнения, экспрессия формы. Особый интерес в этом проекте представляет то, что среди реформаторов, прежде других ощутивших приближение нового времени, были не только художники "рубежного поколения" - Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, но и такие, казалось бы, укорененные в господствующей системе эстетических взглядов мастера, как Николай Ге, Илья Репин, Виктор Васнецов.

Графика Виктора Васнецова представлена на выставке эскизами храмовых росписей. Осуществленный им титанический труд по скрещиванию выразительных языков модерна и Средневековья при создании современной концепции храмовых росписей был воспринят современниками как вызывающий эксперимент. Показательно, что в бумажном варианте замысел Васнецова производит едва ли не большее впечатление, чем на стенах Владимирского собора в Киеве. В художественном наследии Врубеля роль графики трудно переоценить: после "Демона поверженного" (1902) он практически не обращался к масляным краскам, воспринимая и изображая мир лишь посредством графики и достигая при этом пределов и глубин, прежде недоступных изобразительному искусству. В страстно-документальных карандашных портретах Врубеля начала 1900-х годов уже читаются будущий "экспрессионизм" и многообразные формы "реализма" ХХ века. И неслучайно тема предчувствия, художественного пророчества - один из лейтмотивов его творчества.

Один из отцов-основателей передвижничества, Николай Ге, выбрал путь радикальной художественной реформы, вступив в открытый конфликт не только с цензурой и критикой, но и с публикой, которая была эпатирована необычностью его пластического языка и новизной пластической формы. В рисунках Ге особенно очевидно, как он проходит в своем творчестве путь, равный усилиям целого художественного поколения.

Илья Репин, оставаясь одним из корифеев передвижничества, в то же время совершил подлинную революцию в искусстве графики, пересмотрев задачи и обновив изобразительный язык рисунка. Особенный стиль репинского рисунка, высоко оцененный современниками, был определен ими как "живописный". Репин моделирует форму, буквально ощупывая ее рукой, порой не прибегая к инструментам, пальцем растирая линию контура, "выбирая света" на темных участках изображения. Растушевка в сухих техниках, деликатно размытый контур в перовых рисунках, тончайшая нюансировка тонов в акварели создают сложный ритм, ощущение подвижной, "трепещущей" материи. Одной из особенностей дара Репинарисовальщика была быстрота работы, которая позволяет зрителю ощутить темп рисования, охватить и пережить весь процесс в реальном времени.

Выставка дает редкую возможность одновременно увидеть графику И. Репина, В. Серова и М. Врубеля и сопоставить их рисунки второй половины 1880-1900-х годов, когда учитель и ученики уже выступали на равных. Для Валентина Серова зона эксперимента располагалась на границе живописи и графики, а суть его поисков была во взаимообогащении этих видов искусства. В его произведениях графические и живописные приемы смешаны в различных пропорциях, но нарастающей тенденцией стало преобладание графического начала - стремление к плоскостности, к идеальной по своей лаконичности и остроте линии.

Несмотря на то, что период творческой активности Виктора Борисова-Мусатова совпадает с периодом расцвета М. Врубеля и В. Серова, этот художник воспринимается в другом времени, как представитель следующего поколения. Возможно потому, что Борисов-Мусатов неразделим со своими младшими современниками и художественными потомками - "голуборозовцами". Мир, созданный Борисовым-Мусатовым, не имеет настоящего времени, а скорее действительно принадлежит и прошлому, и будущему. Предложенная художником манера работы пастелью расширяет возможности искусства в передаче эффектов освещения, световоздушной среды, состояния природы, игры в иные времена.

Выставка "Предчувствуя ХХ век" представляет уникальную возможность одновременно увидеть графику выдающихся художников рубежа столетий. Их произведения, представленные на выставке, открывают путь в искусство ХХ века. Для каждого из них именно графика, где радикальные нововведения приживались легче, стала лабораторией поиска. Экспозиция из собрания Третьяковской галереи позволяет не только выявить индивидуальность каждого из авторов, но и отметить точки пересечения, обозначив некий объединяющий их всех вектор перемен.

Выставка открыта с 21 июля по 15 ноября 2020 года

Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

www.museum.ru/N75762
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.09.2020  x    ?  


Открытие первого виртуального филиала Русского музея в Бурятии

Персональная выставка Евгения Чернышёва "Цвет Ы"

Открытие Музея И.А. Бунина в Воронеже

Выставка «Я очень русский человек. Это с годами не пропадает…»

Выставка произведений Павла Тураева «Изоморфная трансформация» в Российской академии художеств

"Театр художника Серебровского" в Доме-музее А.Н. Островского

«Жизнь подарила увидеть…» - выставка кинооператора и фотохудожника Анатолия Заболоцкого в Вологде

Праздник русского романса в Архангельском

Круглый стол в рамках проекта «Нетленное наследие» в Галерее искусств Зураба Церетели

Фестиваль науки 2020 в Дарвиновском музее

В Царское Село вернулся раритет из Александровского дворца

Выставка Евгения Молева "Над Русью облака"

«Выход из тени» - выставка произведений из коллекции Русского музея в Курске

История одного экспоната. Е.А. Киселева. Автопортрет «У себя»

Анатолий Федай. Мусорный ветер

Семён Гуляко. Ретроспектива

Музей мостов в Петербурге отмечает первый день рождения

Максим Дюсьметов. Живопись. Графика

Выставка «Игра с вечностью» во Всероссийском музее декоративного искусства

Эдуард Левен. Восточный ветер в ночь полной луны

Эскимо - 100 лет. Живопись, графика, фотография, скульптура, арт-объекты

"От талера до доллара. Эпоха серебра" - выставка Музея Международного нумизматического клуба

Первая выставка военного корреспондента Петра Сотникова в Кириллове

Кустарь и Революция. Работы художников Кустарного музея 1920-х годов


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru