НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Ненавсегда. 1968-1985» в Новой Третьяковке

c 7 июля по 11 октябряМосква
В.Д. Пивоваров. Московская вечеринка. 1971. Государственная Третьяковская галерея
НЕНАВСЕГДА. 1968-1985

Выставка открыта с 7 июля по 11 октября 2020 года

Новая Третьяковка (Москва, Крымский Вал, 10), залы 60-62

Состав выставки: около 450 экспонатов - живопись, скульптура, графика, объект, мозаика, плакат, а также фрагменты фильмов, документация перформансов, архивные материалы

Собрания: 34 российских музейных и частных собраний

Кураторы: Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Анастасия Курляндцева

"НЕНАВСЕГДА. 1968-1985" - это масштабная выставка-исследование, которая задумана как вторая часть трилогии, посвященной послевоенному советскому искусству и включающей в себя выставки о трех исторических периодах - оттепели, застое и перестройке. Но если в "Оттепели" (2017) основное внимание кураторов было уделено стилевым тенденциям и общим идеям эпохи, то "НЕНАВСЕГДА…" ставит целью проанализировать индивидуальное и массовое сознание этого времени на материале художественных произведений. Это первая попытка подобного анализа в отечественной музейной практике. Также впервые советское искусство конца 1960-х - середины 1980-х годов рассматривается в контексте мировой проблематики постмодернизма.

Выставка посвящена периоду советской истории, который со времен перестройки стали обозначать как эпоху застоя, что подразумевало в первую очередь фактор стагнации в экономике и политической жизни. Но это определение может показаться некорректным, если говорить о культуре того времени, чрезвычайно насыщенной интеллектуальными спорами, поисками и открытиями. Именно в этот период формируется школа московского концептуализма, Андрей Тарковский и Юрий Норштейн снимают свои классические фильмы, Альфред Шнитке формулирует принцип музыкальной полистилистики, а Дмитрий Александрович Пригов и Владимир Сорокин создают первые образцы постмодернистской литературы на русском языке. Можно долго спорить о том, благодаря или вопреки каким обстоятельствам появились все упомянутые произведения, но в любом случае на их создание повлияла совокупность многих факторов.

Если в эпоху оттепели авторы в своих произведениях зачастую проявляли эмоциональную вовлеченность, то в эпоху застоя в работах начали преобладать отстраненность и критический анализ. Основным модусом бытия стала двойная жизнь как способ сохранить себя в условиях советской реальности. Следует отметить, что, несмотря на политическую несвободу, советские граждане в этот период имели гораздо больше свободного времени, которое они заполняли досугом самого разного характера - от кухонных застолий с разговорами до эзотерических поисков и создания новых художественных практик.

В рамках данного выставочного проекта предпринята попытка интерпретировать искусство эпохи застоя в контексте мировой проблематики постмодернизма. Несмотря на относительную изоляцию, в позднем СССР осуществлялся переход от индустриальной культуры к информационной, и советские художники столкнулись с проблемами поисков идентичности, смешения языков, взаимодействия локальных и глобальных контекстов. Советская культура приняла вызов постмодерна, но не смогла выдержать его напора в условиях закрытого общества и старых управленческих механизмов.

Экспозиция построена по принципу демонстрации действия и противодействия, где действием становится общая идеологическая риторика, а противодействием - различные модели бегства от реальности. Выставка включает в себя восемь разделов, в которых раскрываются ключевые темы эпохи: "Ритуал и власть", "Соц-арт", "Религиозный мистицизм", "Деревня", "Детство", "Сообщества", "История и остановленное время", "Исчезновение". В выбранных темах феномены официального искусства соотносятся с феноменами андеграунда и альтернативной культуры по принципу кривых зеркал. В каждом разделе собраны варианты эскапизма, способы обмануть время, чтобы выйти за пределы советской реальности и еще даль еще дальше - за пределы реальности как таковой. Первый раздел выставки, "Ритуал и власть", погружает в идеологический контекст, в котором существовал человек эпохи застоя. Здесь собраны образцы монументальной пропаганды, а также произведения, отражающие состояние холодной войны. Раздел "Соц-арт" представляет ситуацию, когда способом переживания и переосмысления реальности становились ее ироничное переигрывание и попытка посмотреть на происходящее одновременно изнутри и со стороны.

В следующем разделе рассматривается феномен собирательного определения "религиозная мистика", которое утвердилось по отношению к творчеству писателей и художников, увлекавшихся различными духовными практиками. Зачастую это были индивидуальные практики с импровизированными ритуалами в отрыве от традиционных церковных институтов. В разделе "Деревня" представлены варианты интерпретации деревенской темы - от трагедии человека, оторванного от земли, до лубочной идеализированной утопии. В эпоху застоя города притягивали все больше и больше молодых людей, а индустриальная культура заменяла собой традиционную аграрную. В то же время в деревню устремились интеллектуалы - писатели и художники - в поисках духовного ресурса и идентичности, которые обострились в позднесоветский период.

Еще один раздел выставки - "Детство". В эпоху застоя ребенок становится своего рода идеалом нового человека. Особую популярность приобретают жанр подросткового кино и тема первой любви. В изобразительном искусстве художники отказываются от дидактического пафоса и показывают своих героев в моменты познания мира, игры, досуга на природе, вкладывая в них и ноту ностальгии по собственному детству как периоду надежд и боль их возможностей. Таким образом, тема детства сопрягается с темой утраты и ностальгии.

В 1970-е годы начался распад больших общностей на малые группы по интересам. Тема сообществ постоянная в картинах семидесятников, которые изображают тесные компании друзей во время совместного проведения досуга, и неважно, что они делают, - важно, что они это делают вместе. для неофициального советского искусства закрытые сообщества становятся основным условием его существования, независимого от официальной художественной сцены.

В разделе "История и остановленное время" анализируется еще один феномен эпохи - массовый интерес к истории в 1970 - 1980-е годы. В это время получают распространение исторические романы, костюмированные драмы по мотивам классических произведений, а в живописи - множественные цитаты из шедевров разных эпох. В каком-то смысле бегство в прошлое было обусловлено потерей связей с настоящим и отсутствием картины будущего. Ретроспективизм становится одним из самых распространенных направлений в искусстве эпохи застоя, а крайней степенью эскапизма как бегства от реальности - исчезновение. Эта тема связана с ощущением потерянности, раздвоенности, попыткой найти убежище или спрятаться. В искусстве застоя возникает ключевой мотив - пустота.

К выставке издан каталог, который для удобства посетителей заранее выложен в онлайн-продажу. Каталог содержит статьи ведущих критиков и искусствоведов, культурологов разных поколений, которые разносторонне проанализировали эпоху застоя.

В рамках проекта подготовлена обширная культурно-образовательная программа. Она включает Zoom-дискуссии, начавшиеся в мае 2020 года, лекции, кинопоказы. Спецпроект публикуется на образовательном портале Третьяковской галереи "Лаврус".

Выставку «НЕНАВСЕГДА …» сопровождает экспериментальная рекламная кампания, которая опирается на образы трех действующих лиц — собирательных героев эпохи. Это три узнаваемых персонажа времени, а их образы навеяны культовыми фильмами того периода: мужчина среднего возраста — госслужащий; молодой человек — инженер-конструктор или архитектор; девушка, готовящаяся к поступлению в аспирантуру и обладающая непостижимым талантом советских женщин выглядеть модно и привлекательно в условиях тотального дефицита. У каждого из них своя история, которая предстает на отдельных афишах и в коротких роликах, а вместе они встречаются в главном игровом ролике, специально созданном для нашей выставки.

Выставка проходит в рамках Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес".

www.museum.ru/N75727
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 06.08.2020  x    ?  


Фестиваль современного изобразительного искусства «Мой край, задумчивый и нежный…»

Дом-музей Иосифа Бродского: жизнь продолжается

День памяти Анатолия Рахлина в Российской национальной библиотеке

Выставка "Боспорское царство и Нижний Дон" в Азовском музее-заповеднике

Определены победители четвертого цикла конкурса "Общее дело"

Выставка "Ухо. Эволюция сложных органов" в Дарвиновском музее

Пешеходная экскурсия по Ивановской горке

Выставка «Мода, престол которой в Париже» в музее К.А. Федина

Интернет-викторина «Он поэт родной земли!»

Пешеходная экскурсия «Маяковский о времени и о себе»

Традиционный праздник искусств "Репин навсегда" в музейном комплексе с. Ширяево

Пешеходная экскурсия «Сивцев Вражек – литературный переулок»

Выставка «Они сражались за Родину» в «Шолохов-Центре»

Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение

Выставка «Радостный труженик» в Музее русского зарубежья

Третья Московская международная выставка художественной эмали

Выставка «40 лет московской Олимпиаде»

План выставок и мероприятий Третьяковской галереи на август 2020 года

Выставка «От кубышки до амфоры: тайны керамики»

К Международному дню коренных народов. Выставка «Удыль – колыбель моя»

Выставка «Военный плен в годы Первой мировой войны»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru