Картины ускользающего мира
Золотой век японской графики
В пору цветенья/ Вишни сродни облакам -/ Не потому ли/ Стала просторней душа,/ Словно весеннее небо... (Камо Мабути, выдающийся ученый и поэт XVIII в.)
"Картины ускользающего мира" - по-японски "укиё-э" - такое название носит графика эпохи Эдо (XVII - пер. пол. XIX вв.) со сценами из жизни горожан, портретами гейш, актеров театра кабуки и изображениями птиц и цветов. Заимствованное из философии дзэн-буддизма понятие подчеркивает эфемерность исчезающих мгновений и умение наслаждаться сиюминутным в быстро утекающей реке времени. Цветная гравюра не имела аналогов в странах Дальнего Востока. В Японии же была необычайно популярна: ею украшали интерьеры домов, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и "веселых" кварталов.
Расцвет укиё-э тесно связан с периодом возвышения Эдо - современного Токио. Уже к началу XVIII века город обладал миллионным населением и превосходил по размерам все европейские столицы. Эпоха Эдо - период расцвета не только в изобразительном искусстве Японии, но и в литературе, поэзии, театре. Слава признанных шедевров ксилографии, созданных такими мастерами как Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ, Утагава Кунисада, Китагава Утамаро, быстро вышла за пределы Японии.
Цветение сакуры, заснеженные вершины священной горы Фудзи, портреты красавиц-гейш и актеров кабуки, сражения императоров и самураев - всё это стало предметом вдохновения для художников столицы Японии.