НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сандро Боттичелли. “Мадонна делла Лоджиа”. Из галерей Уффици, Флоренция

c 17 ноября 2019 по 16 февраля 2020Санкт-Петербург
Сандро Боттичелли. Мадонна с Младенцем, или Мадонна делла Лоджиа. Ок. 1466-1467. Дерево, темпера. Флоренция, Галереи Уффици
Икона «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)». Греческий мастер, вторая половина XV века. Государственный Эрмитаж
С 17 ноября в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Сандро Боттичелли. “Мадонна делла Лоджиа”. Из галерей Уффици, Флоренция. Из серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже"», организованная в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Показ картины является частью выставочного проекта, проходящего под патронатом и при поддержке Посольства Италии в Москве, организованного Галереями Уффици, Государственным Эрмитажем, Приморской государственной картинной галерей во Владивостоке совместно с компанией «МондоМостре».

Выставки картины Боттичелли во Владивостоке и в Санкт-Петербурге занимают центральное место в культурной программе V Восточного экономического форума и VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, объединив всю Европу от Флоренции до Владивостока.

В Эрмитаже «Мадонна делла Лоджиа» представлена в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия шедевров великого мастера. В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках и «Мадонну Бенуа», и «Мадонну Литта».

В эрмитажной коллекции хранятся две работы позднего периода Сандро Боттичелли (1445–1510) – «Святой Иероним» и «Святой Доминик». Картина Сандро «Мадонна в лоджии» (дерево, темпера, 72 - 50 см) принадлежит к числу его наиболее ранних произведений.

Хрупкая Мадонна мечтательна и задумчива, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, она нежно прижимает к себе младенца, обнимающего ее за шею. На всю жизнь Боттичелли останется певцом женской красоты, паладином Мадонны – белокурой, печальной, с большими грустными глазами. Лирическая нота всегда звучит в его работах. Именно в картине из Уффици можно отметить те черты, которые присущи наиболее знаменитым работам художника: лирика, прекрасное чувство ритма, выразительность тонкой, гибкой линии. Гармония ритма, ощутимая здесь в чередовании арок, – еще одна особенность искусства мастера. Гибкие контуры выразительно очерчивают фигуры персонажей, преобладая над объемом форм. С самого начала творческого пути Боттичелли был склонен к особой декоративности, что в данном случае можно ощутить в передаче складок и нимбов. У него, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая место рисунку. Художник использует локальные цвета в традиционном сочетании синего и красного в одежде Марии.

Боттичелли следует византийскому иконографическому типу, известному как «Богоматерь Элеуса» – «Умиление». И не случайно – это самый эмоциональный и интимный тип изображения Мадонны из всех существующих. В русской иконописи самым ярким примером такого изображения является знаменитая «Владимирская Богоматерь».

Вместе с картиной Боттичелли в зале Леонардо представлена греческая икона, относящаяся к этому же иконографическому типу. Эрмитаж впервые показывает икону второй половины XV века «Богоматерь с Младенцем Элеуса (Умиление)». Таким образом, выставка рассказывает о двух путях развития живописи, представляя два параллельно существовавших направления, maniera greca и maniera latina. Эти термины, обозначающие иконы, исполненные в строго греческой или современной латинской манере, появились в XV веке в профессиональной среде художников и антикваров. Эрмитажная икона – яркий пример “maniera greca”.

Византийские богословы видели в иконографии «Богоматерь Элеуса» Образ Безграничной любви, прообраз Крестной жертвы Иисуса Христа, как высшее выражение любви Бога к людям. Вместе с тем, воплощенная в образе Элеусы тема любви матери и сына была чрезвычайно близка и понятна верующим своим общечеловеческим звучанием. Все это привело к широкому распространению икон подобной иконографии в Византии, большое распространение они получили и в Древней Руси.

Если византийские мастера обратились к передаче внутреннего духовного символизма образа Элеусы, то в западноевропейском искусстве художники больше внимание уделили человеческому аспекту темы, наполнив изображения Мадонн реалиями современной жизни: деталями в одеждах, аксессуарах, окружающем ландшафте.

Исполнивший икону греческий мастер с чрезвычайной точностью следовал древней византийской иконографии, и, более того, воспроизвел характер движения кисти в личном письме, повторяющих стиль Палеологовских икон. Мастеру удалось сохранить и удивительное звучание той символической ноты Безграничной любви, которая отличает собственно византийские иконы «Богоматерь Элеуса». И лишь вишнево-малиновый цвет мафория Марии, цвет типичный для произведений венецианской живописи, свидетельствует о создании иконы во второй половине XV века.

Кураторы выставки – Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, и Зоя Купцова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа

К выставке подготовлен каталог со статьями Марии Сфрамели, Даниелы Паренти и Татьяны Кустодиевой. Каталог предваряет вступительное слово Михаила Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа.

Незрячие и слабовидящие люди получат возможность познакомиться с шедевром Боттичелли, благодаря специальному аудиогиду и изготовленной по инновационной технологии тактильной картине, которая будет представлена на выставке вместе с оригинальным полотном.

www.museum.ru/N74407
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


Золотая вязь крымских узоров

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

Выставка «Провинциальный репортаж» в Музее наивного искусства, Екатеринбург

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru