НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Человек лично весьма порядочный". Портрет Николая Петровича Оленина

c 8 ноября по 15 декабря 2019Тверская область
Афиша выставки
Выставочный проект Тверской областной картинной галереи "Первенствующее сословие: высшее общество Тверской губернии в парадном портрете рубежа XIX-ХХ веков"

Портрет Николая Петровича Оленина, председателя Тверской губернской земской управы (1878-1886), предводителя дворянства Тверской губернии (1884-1898)

Внук президента Императорской Академии художеств, сын ветерана 1812 года, осевшего в Новоторжском уезде благодаря браку с местной дворянкой, Николай Петрович Оленин (1838-1899) принадлежал к столбовому роду, известному с XVII века. Благодаря происхождению от шляхетства, принятого на русскую службу после завоевания Смоленска, Оленины пользовались польским гербом Равич. Семья не чуждалась сословной гордыни, сочетавшейся у Николая Петровича с пристрастием к либеральной фразе, пустившей глубокие корни в новоторжском дворянстве. Образованный, художественно одаренный, в приватной жизни живой и обаятельный человек, коллекционер предметов старины, не единожды пополнявший своими пожертвованиями собрание Тверского музея, Оленин был рожден для совершенно другой жизни, нежели та, к которой его привели среда и обстоятельства. Но «в силу крайней своей беспечности, легкомыслия и будучи от природы человеком далеко не серьезным..., – характеризовал Николая Петровича современник, - любящим веселую компанию, ни имея сам прочных убеждений, при полной бесхарактерности, Оленин вполне подчинился влиянию». Политические соратники вознесли его на вершину земского и дворянского самоуправления. Памятником этому периоду в истории губернии стал парадный портрет Оленина работы академика живописи К.П. Степанова.

В оценке деловых качеств Н.П. Оленина на посту председателя губернской земской управы представители обеих партий в тверском земстве, непримиримые в других вопросах, проявили единодушие. «Один из наиболее вероятных кандидатов левой, и в то же время человек совсем не левого темперамента, балагур и весельчак, гораздо более пригодный для приятельского ужина, чем для председательствования в какой бы то ни было серьезной коллегии, - сообщает представитель консервативного крыла К.Ф. Головин. - Председателем он прошел и остался много лет в этой должности, но правил ее из рук вон плохо». «Оленин, человек лично весьма порядочный, не имел никакого делового значения», - вторит Головину его антипод, лидер радикальных либералов И.И. Петрункевич. Николай Петрович возглавил управу после выборов 1878 года, утвердивших в губернском земстве господство левого крыла. Либералы провели его в председатели как декоративную фигуру, которую проще было согласовать с государственной властью. Реальное управление при этом возлагалось на членов управы. Позже авторам комбинации пришлось признать, что «Оленин не мог долее оставаться председателем управы, так как при нем никто из деловых людей не желал служить».

Несколько успешнее сложилась деятельность Николая Петровича как предводителя дворянства, с 1876 г. новоторжского, а с 1884 г. губернского. В последней должности он остался почти пожизненно. Предводительство позволило Оленину к концу 1880-х подняться по выслуге до действительного статского советника (гражданский аналог звания генерал-майора) и принесло те награды, которые мы можем видеть на портрете – выпущенный по борту орден св. Станислава II степени (1881 г.) и орден св. Анны II степени (1883 г.) на шее. Скромный набор знаков отличия, дополненный бронзовой медалью памяти Александра III и крестообразным знаком «в память успешного введения в действие положения 19 февраля 1861 года», наглядно свидетельствует о не слишком значительном управленческом весе их обладателя – уже пожилого человека и статского генерала. Лишь под самый конец жизни, уже после создания портрета, к этим наградам Оленина добавилась лента ордена Станислава I степени.

Со службой Н.П. Оленина на посту главы губернского дворянства было связано и создание экспонируемого парадного портрета. Он появился в результате складчины уездных благородных обществ, собравших в 1893 году по сто рублей с уезда, видимо, для того, чтобы таким образом почтить своего предводителя в связи с 10-летием его вступления в должность. Поручение заказа художнику-жанристу Клавдию Петровичу Степанову (1854-1910) было неоднозначным решением, которое, однако, вполне оправдало себя. Степанов, в творческом багаже которого действительно имелось несколько портретов, в то же время был знаменит главным образом как создатель модных в его время костюмных композиций на сюжеты европейской истории XVI-XVII веков. В течение многих лет постоянным местом жительства художника был Париж, а его связь с родиной поддерживалась посредством ежегодных выставок Академии художеств. На выставке 1894 года он представил и портрет Оленина, считая его, таким образом, существенным творческим достижением.

Детальное внешнее сходство портрета с моделью не вызывает сомнений, как и уверенное знакомство художника с оригиналом, практически исключающее вероятность создания полотна по фотографии. Скорее всего, герою картины пришлось съездить для позирования в Петербург, а то и в Париж. Более примечательной особенностью портрета, резко дисгармонирующей с мнением современников об Оленине, является трактовка его образа, предложенная Степановым. Сугубо живописными средствами, не отступив от формальной точности, художник придал личности своего героя масштаб, которого в реальности, судя по всему, не было у оригинала.

Степанову явно помогал его опыт создания историко-бытовых композиций, умение наглядно передать кипение страстей в позах и эмоциях. Кто он, персонаж, предстающий перед нами? Нет, это далеко не тот бесхарактерный легкомысленный весельчак и плохой руководитель, каким запомнили Оленина. Это трибун, борец, деятель. Именно такой образ предлагается нам посредством ярких деталей. Динамичный разворот корпуса. Энергия, сконцентрированная в кулаке правой руки, выброшенной вперед и твердо опертой о бумаги на столе. Левая кисть, засунутая в карман так естественно, что мы видим в этой подробности не профессиональную хитрость художника по решению проблемы передачи рук, а точно схваченный рефлекторный порыв модели. Наконец, взгляд Оленина, устремленный несколько вверх, словно к некоей далекой цели. Парадоксальным образом в портрете губернского предводителя дворянства мы узнаем тот самый комплекс приемов, который несколько позднее лег в основу канона изображения коммунистических вождей.

Выставка открыта по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Тверской императорский дворец).

Справки по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.

www.museum.ru/N74375
Ваше мнение »»

»»Тверская областная картинная галерея
Адрес:Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, д. 3
Проезд:От ж/д вокзала - трамв. №№ 5, 6, 11; маршр. такси № 52
Телефоны:(4822) 34-7168 - спр., 34-6243 - экс.бюро
сайт:gallery.tverreg.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.01.2020  x    ?  


Электронная выставка «Они жили в Ленинграде» в Музее-усадьбе Г.Р. Державина

Юбилейные выставки ВДНХ посетили 140 тысяч человек

Фотосессия в духе ХХ века

Фальк, Машков, Кузнецов. Круг художников поставангарда 1920–1960-х гг.

Выставка "Сергей Сапожников" в Новой Третьяковке

"Без дублера". Выставка-посвящение Николаю Караченцову в Бахрушинском музее

"Ночь идей" в Пушкинском музее

Выставка Анастасии Славновой "L`amour"

День открытых дверей в Музее Владимира Высоцкого

Выставка «Ты повернул глаза зрачками в душу…» в Музее Владимира Высоцкого

«Здесь по заре и звездам я школу проходил…»

Кустодиев. Живопись. Графика. Фото

Исаакиевский собор в дни блокады Ленинграда. Лекция в «Шолохов-Центре»

Выставка "Общественная архитектура - будущее Европы" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Выставка живописи и графики В.И. Суздальцева к 80-летию со дня рождения художника

«Сияние жизни V. 2». Акира Утияма (Япония)

Выставка живописи Николая Буранова. Восточная серия

Проект «Блокада. Голоса». Ко Дню снятия блокады Ленинграда

Выставка «Арт-фауна 2019» в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Айвазовский. На гребне волны. Выставка репродукций в технике жикле

Начинает работу Школьное Пастернаковское общество

Выставка «„Демон”. Театр, живопись, литература» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

Выставка «Памяти Герцена». К 150-летию со дня кончины писателя, философа, общественного деятеля

Выставка Анны Карпинской "Цвет силуэта" в галерее "Голубая Гостиная"

"Акварель" - персональная выставка Риммы Мироновой

Представление книги «Блокадные после» в Музее Анны Ахматовой

Открытие выставки «Муркина книга…» в Доме-музее К.И. Чуковского

Ковер из приемной Александра II вернулся в Царское Село после реставрации

Выставка «Портрет человека» в Русском музее фотографии

К 300-летию Морского устава Петра І. История русского флота в рукописях


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru