Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля представляет персональную выставку омского художника Г.С. Баймуханова, где экспонируется около 20 произведений, выполненных в разные годы, как из собрания музея, так и из мастерской живописца.
В творчестве Геймрана Баймуханова пейзаж занимает главенствующее положение. Природа – основа его творчества, а профессиональные навыки и способность воплощать увиденное в живописные образы он приобрел в Омском государственном педагогическом институте имени А.М. Горького, где учился на художественно-графическом факультете в 1983–1988 годах.
Пейзажи, как Омска, его окрестностей, так и выполненные во время поездок по Алтаю, Казахстану, Крыму, Китаю, Узбекистану в последние десятилетия, обозначили не только высокий профессионализм, исключительное мастерство и узнаваемость его почерка, но и то, что художник на современном этапе продолжил пейзажные традиции отечественной живописной школы.
Омск стал его главной темой. Многие художники писали и пишут родной город вдохновенно, избирая выигрышные места и ракурсы, приукрашивая его облик. Геймрана Баймуханова город привлекает новизной ощущений. Он пишет прозаический Омск с точки зрения пешехода: задворки Любинского проспекта и примыкающие к нему улицы, маленькие домишки на высоком берегу Оми, старые улицы Казачьей слободы, поселок Каржас на левом берегу Иртыша. В прогулках по городу, в работе со студентами на пленэре в летние месяцы, в творческих поездках прочувствованная разнохарактерность природы сделала художника знатоком пейзажа.
Выполнив огромное количество натурных зарисовок, развивая в своем искусстве живописца пластические открытия постимпрессионизма и продолжая отечественные традиции, Геймран Баймуханов нашел собственный реалистический метод изображения. Постепенно пейзажные образы обрели ту индивидуальность, которую можно назвать концепцией, а пластический язык – стилем Баймуханова.
В деревенских пейзажах он предстает чутким, внимательным и влюбленным в природу исследователем, знатоком ее явлений. Поэтическое толкование деревни наиболее явственно проявляется в летних солнечных пейзажах. Прописанные мелкими, верно положенными мазками, они создают предельно точный образ сибирской глубинки, увиденной глазами неравнодушного художника. С помощью простоты компоновки, колорита и световых эффектов в картинах «Сибирский пейзаж» (2009), «Пейзаж с девочкой. Джазатор. Алтай» (2012) достигается ощущение бескрайности природного бытия, исполненного для человека благодати и беспредельной свободы, одаривающей вдохновением.
Как бы ни были свежи, сочны и достоверны образы реальной действительности, творческий метод Г. Баймуханова – это вовсе не живопись банального бродячего пейзажиста, искателя натуры и впечатлений. Исходный натурный мотив переработан, воссоздан по памяти, – и это принципиально. Художник творчески активно смещает облики привычной яви, в чем ему содействуют свет, цвет и все возрастающий интерес к фактуре, как это происходит в работах «Омск. На Любинском» (2010), «Полдень» (2010), «Зима на Оми» (2011). Образы пейзажей, реалии городских или пригородных сред часто оживлены условно-лаконичными, но сохраняющими жизненную характерность фигурками стаффажа («Зима в Щучинске», 2010; «Каржас», 2016; «Большая стена», 2017 и др.).
В городских пейзажах Г. Баймуханова содержится целина эстетических ценностей, предельно живописно выражающих духовный облик и историю нашего города. Художник
с уважительным вниманием выявляет образный характер архитектурных зданий дореволюционного Омска («Гостиница "Октябрь"», 2010; «10 октября 2010 года», 2011 и др.).
В пейзажах последнего десятилетия прослеживается динамика сложения основных моментов образно-философской концепции и выработанного художником арсенала пластической системы. В зависимости от поставленных задач меняется внешняя стилистика живописи. Она то натуралистична, как, к примеру, в полотне «Иртышские ворота» (2011) или «Биби-Ханым» (2019), то по-импрессионистски динамична и эмоциональна («Сибирский пейзаж», 2009). Но все же главным завоеванием Г. Баймуханова является то, что он умело сочетает эти внешние живописные приемы для достижения передачи своего особого высшего переживания от встречи с природой.
Особенно хороши у художника многочисленные зимние пейзажи. Стремясь к обобщению в соответствии с замыслом, он использует лаконичную, но контрастную цветовую гамму, при этом колорит не кажется однообразным и скучным. Снежные поверхности в пейзажах «Теплая ночь» (2006), «Зима в Щучинске» (2010), «Зима в Боровом» (2014), «Ноябрь с сороками в Экибасе» (2014), написанные ритмичными и эмоциональными движениями кисти, свидетельствуют об обретении собственной живописной манеры.
В композиционном и цвето-пластическом построении картин Г. Баймуханова ощутима своеобразная подвижная стройность как признак целостного мироощущения. Что может быть проще и естественнее распахнутого, влекущего в свою даль и глубь пространства с вечно притягательной линией горизонта, где сходится небо с землей? Что может быть естественнее, чем желание запечатлеть значимые образы путешествий или, напротив, издавна знакомые уголки, соотносимые с памятью места? Творческий путь, пройденный Геймраном Баймухановым, позволяет видеть в нем пейзажиста, создавшего внушительный ряд ярких обобщенных образов, с которыми прочно связано представление о своеобразной красоте сибирской природы.
***
Об авторе
Геймран Султанович Баймуханов
Родился 1 ноября 1961 года в селе Тогунас Омской области.
Член Союза художников России с 1997. Стипендиат Омской организации «Союз художников России». Победитель выставки-конкурса «Художник года» (2006, 2008, 2010). Лауреат премии губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства имени народного художника России К.П. Белова (2008), региональной выставки «Сибирь–X» (Новосибирск, 2008), международного фестиваля изобразительного искусства в Китае (2010), международной выставки изобразительного искусства (Харбин, 2011).
Награжден золотой медалью ОРО ВТОО «Союз художников России» (2012), медалью лауреата региональной выставки «Сибирь–XI» (Омск, 2013).
Академик Академии художеств Республики Казахстан (2019).
С 1994 преподает на кафедре живописи факультета искусств ОмГПУ, с 2011 – профессор кафедры академической живописи.
Выставка работает по адресу: Омск, ул. Музейная, 4, здание страхового общества «Саламандра».
Стоимость билетов: взрослые – 300 руб., пенсионеры – 150 руб., студенты – 70 руб., школьники – 50 руб., дошкольники - бесплатно