НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Геометризмы. 1950–2010-е" в Новой Третьяковке

c 13 ноября 2019 по 12 января 2020Москва
Татьяна  Баданина. Инсталляция «Белые одежды. Посвящение….», 2007. Бумага, свет. Собственность автора
Владимир Андреенков (род. 1930). Трансформация № 10. 1962. Холст, масло. 89х60. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Андреенков (род. 1930). Трансформация № 12. Композиция. 1962. Холст на картоне, масло. 70х50. Государственная Третьяковская галерея
Рубен Апресян (род. 1963). Композиция с голубым треугольником на черном фоне. 2014. Холст, масло. 200х150. Собственность автора
Рубен Апресян (род. 1963). Город № 6. 2004. Холст, масло. 160х140. Собственность автора
C 13 ноября 2019 по 12 января 2020 г. в Новой Третьяковке открыта выставка "Геометризмы. 1950–2010-е"

Состав выставки: более 130 произведений — живописные, графические и скульптурные работы, объекты, фарфор

Куратор Мария Бодрова

Выставка восьми московских художников представляет одно из наиболее значимых направлений в отечественном искусстве второй половины ХХ века — геометрическую абстракцию. Участники выставки — Владимир Адреенков, Рубен Апресян, Татьяна Баданина, Алёна Кирцова, Владимир Немухин, Эдуард Штейнберг, Александр Юликов и Валерий Юрлов относятся к разным поколениям: одни «родом» из шестидесятых, другие — из семидесятых и девяностых, но всех их объединяет интерес к искусству русского авангарда.

В Европе и США геометрическая абстракция, оказав значительное влияние на становление современной архитектуры, развитие дизайна, промышленного и декоративно-прикладного искусства, начала возрождаться после окончания Второй мировой войны. Этому способствовало появление таких направлений, как минимализм и оп-арт.

В отечественном искусстве традиции авангарда вновь зазвучали в середине 1950-х годов. К абстрактному искусству часто обращались художники из неофициальной среды. Художники старшего поколения, открыв для себя беспредметность через творчество Казимира Малевича и западное искусство, пришли к пониманию геометрической абстракции как языка больших возможностей и осуществили прорыв в новое для советского искусства и зрителя художественное сознание. На выставке представлены произведения живописи, графики, скульптуры и объекты восьми художников, которые исследуют наследие авангарда, не только продолжая заложенную в начале ХХ века традицию, но и предлагая свои способы ее интерпретации и обновления.

В основе беспредметных композиций Владимира Андреенкова (род. 1930), Александра Юликова (род. 1943) и Валерия Юрлова (род. 1932) лежит графическое начало. Образ мира, выраженный в отвлеченной геометрической художественной форме, определяет их тип художественного сознания. Владимир Андреенков, наследуя традиции конструктивизма, поступательно развивался от трансформации абстрактных форм («Трансформация № 10», 1962) к беспредметным серийным конструкциям («Созвучия № 16»; «Созвучия № 17», обе — 1990). Толчком к пластической простоте элементарных построений послужили впечатления художника от произведений Пита Мондриана 1920–1930-х годов. Александр Юликов выбирает холсты в основном классического формата и заполняет их правильными по форме геометрическими одноцветными фигурами, контрастирующими по цвету с белым фоном. Часто произведение складывается из нескольких холстов, как из пазлов, формируя единое изображение. Геометрические формы Юликова, стремящиеся за пределы холста, создают ощущение неустойчивости и визуального дискомфорта. Так художник передает ритмы и образы ХХ и XXI столетий, динамичных и драматичных.

Если Андреенков и Юликов работают с ограниченным кругом форм и считаются минималистами в области геометрической абстракции, то Валерия Юрлова интересует рождение одной формы из другой. Наряду с простыми геометрическими формами в его произведениях появляются «живая» формы капли и «мертвая» форма ромба («Композиция с золотыми формами», 1961). Теория целостности противоположностей была использована художником и в беспредметных пространственных объектах, созданных в различных материалах («Без названия», 1959).

Вторая группа авторов, чьи работы представлены на выставке, преобразовывает видимый мир в абстрактные формы, наполненные символикой, с целью выявить его структурно-живописные особенности. Круг и крест в произведениях Эдуарда Штейнберга (1937–2012) являются элементами, наполненными символическим, религиозным значением. Сам Штейнберг не считал себя абстракционистом — в его работах проглядывается пейзаж, многие из картин носят названия месяцев года («Март — май», 1981; «Композиция „Февраль“», 1988), настраивая зрителя на волну ассоциаций, связанных с визуальными изменениями в природе. В поздние годы творчества художник стал добавлять в композиции слова и цифры, придавая произведению образную объемность.

Фирменным знаком Владимира Немухина (1925–2016) является использование в картинах игральной карты. Многочисленные ломберные столы вызывают в зрительской памяти образы, связанные с темой азартных игр в русской культуре. Многоплановость подтекстов карточной игры художник усиливает и дополняет «многослойностью» пространства картин, где нижним слоем становится цветной квадрат плоскости стола («Черный ломберный стол», 1990; «Композиция с черным кругом», 1996). В коллажных портретах деятелей культуры конца XIX – ХХ веков Немухин и напрямую, и опосредованно обращается к их наследию («Посвящение Л. Лисицкому», 1983; «Посвящение П. Сезанну», 1985; «Посвящение Шагалу (М. Шагал. Валет)», 1993). Разнообразные интерпретации пространства в живописных произведениях логично подвели художника к работе с объемными формами в фарфоре, металле и дереве («Посвящение Франциско Инфанте», 1986).

Творчество Татьяны Баданиной (род. 1955) представлено одним произведением — инсталляцией («Белые одежды. Посвящение…», 2007). В этой многовариантной с точки зрения экспонирования работе воплотились поиски художника в области формы, цвета и света. В четких формах белых одежд, растворенных в пространстве, воздухе и свете, находят выражение ассоциации с невидимыми мирами. Сочетая чистый цвет и геометрические линии одежд, Баданина освобождает их от бытового смысла, они становятся знаками ангельских образов, соединяющих землю и небо.

Алёна Кирцова (род. 1954) преобразует окружающий мир в геометрически-колористические «раскладки». Бескрайние просторы Шпицбергена, где художница родилась, поспособствовали развитию особого взгляда на окружающий мир. Работая мастихином, вплавляя друг в друга краски, художник наполняет свои абстракции внутренней чувственной энергией («Ступени III», 1994; «Сумеречный луч», 2014).

Живописный темперамент — определяющее качество абстрактных произведений Рубена Апресяна (род. 1963). Художник смягчает геометрические структуры, заполняя их нечеткие контуры живописной массой на основе тонких переходов или контрастов красок земельных цветов, передающих внутреннюю вибрацию материи («Абстрактная композиция в голубовато-серых тонах», 2005). Сутью творчества Апресяна является создание структур памяти, передающих пульс времени и бытия («Стена», 2004).

Выставка «Геометризмы. 1950–2010-е» позволяет проследить, как по-разному открытия авангардистов — Малевича и мастеров его круга — отображаются в творчестве художников второй половины ХХ века и сегодняшних дней. Экспозицию дополняют биографические справки и авторские цитаты.

www.museum.ru/N74331
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.01.2020  x    ?  


"Ночь идей" в Пушкинском музее

День открытых дверей в Музее Владимира Высоцкого

Выставка «Ты повернул глаза зрачками в душу…» в Музее Владимира Высоцкого

Кустодиев. Живопись. Графика. Фото

Выставка "Общественная архитектура - будущее Европы" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

День феодосийского художника

Выставка живописи и графики В.И. Суздальцева к 80-летию со дня рождения художника

«Сияние жизни V. 2». Акира Утияма (Япония)

Выставка живописи Николая Буранова. Восточная серия

Тематические дни "Блокада. Ленинград" и "В память жертв нацизма" в Военно-медициснком музее

Выставка «Арт-фауна 2019» в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Проект «Блокада. Голоса». Ко Дню снятия блокады Ленинграда

Выставка «Мастера бытового жанра»

Айвазовский. На гребне волны. Выставка репродукций в технике жикле

Начинает работу Школьное Пастернаковское общество

Выставка «„Демон”. Театр, живопись, литература» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

Выставка «Памяти Герцена». К 150-летию со дня кончины писателя, философа, общественного деятеля

Поэтические вечера в Музее Серебряного века – январь 2020

Выставка Анны Карпинской "Цвет силуэта" в галерее "Голубая Гостиная"

"Акварель" - персональная выставка Риммы Мироновой

Представление книги «Блокадные после» в Музее Анны Ахматовой

Открытие выставки «Муркина книга…» в Доме-музее К.И. Чуковского

Ковер из приемной Александра II вернулся в Царское Село после реставрации

Вечер авторской песни в музее К.А. Федина

Блокадная графика: подвиг, повседневная жизнь, память

Выставка «Портрет человека» в Русском музее фотографии

К 300-летию Морского устава Петра І. История русского флота в рукописях

Эхо экспрессионизма. Искусство Ленинграда середины – второй половины ХХ века

Выставка "Объектив. Полифония Донбасса" в Русском музее фотографии

Бытописатель революции - к 150-летию российского и советского живописца И.А. Владимирова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru