Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Галерея «Сарай»
Графика Алексея Долгушина практически не известна зрителям. При этом он ведет очень активную выставочную деятельность. Только в музее Анны Ахматовой прошло пять персональных выставок художника. Четыре из них составили фотографические работы, а одна была живописная. Широко известен Алексей как куратор групповых проектов, посвященных сохранению архитектурной идентичности Санкт-Петербурга, и как автор других интересных замыслов.
И тем не менее, обращение Долгушина к графике – далеко не случайное явление. Зрители могут убедиться в этом, потому что наряду с абсолютно новыми работами, созданными в 2019 году, на выставке представлены произведения, которым уже более десяти-пятнадцати лет. Кажется даже, что перед нами работы разных художников: ранняя графика отличается острыми, нервными штрихами, намеренно неудобно построенной композицией, тогда как в поздних работах главенствует спокойное и даже философское настроение. Меняется и жанр: от пейзажа Долгушин переходит к натюрморту – более обобщенному и направленному внутрь, закрытому сюжету.
В пейзажах очень активно художник использует возможности материала и инструментов. В качестве основы здесь выступает пластик, очень послушный воздействию специального резака. Такая свобода рождает богатство и разнообразие линий, как в штриховке, так и в создании силуэтов, и просто «воздуха» работы. Некоторые листы настолько иссечены острыми линиями, что создается ощущение тревоги, изломанности, физического присутствия какой-то опасности. Такое настроение соответствует тематике – по большей части это пейзажи любимого художником Крыма, в которых властвует стихия – порывы штормового соленого ветра, бушующее море, жесткие изгибы горных вершин. Мы безошибочно узнаем такие знаковые места Крыма как Балаклава, мыс Фиолент, Генуэзская крепость в Феодосии и Судаке, вид на Новый Свет, скала Сокол, гора Алчак, Форос.
Немного иное настроение в гравюрах, посвященных Сванетии, что также заложено в специфике самого места – древних каменных постройках – сванских башнях сохранивших свое величие и торжественность.
Для серии натюрмортов Алексей Долгушин выбирает самые простые сюжеты. На гравюре минимальное количество предметов – три бутылки, гранат, бокал, к тому же всего два цвета: черный и белый. Достигается эффект практически религиозной условности изображенных предметов и монументальности всего произведения.
В качестве основы для своих натюрмортов Долгушин выбирает не пластик, а картон. Обыгрывая один и тот же сюжет с бутылками и гранатом, художник экспериментирует с техникой: использует различные фактуры, способы обработки поверхности, шлифовку, аппликацию. Все работы получаются совершенно разными. Как говорит Алексей Долгушин: «Через эксперименты с техникой идет поиск самого себя, поиск того, через что я могу выразиться наиболее полно».
Работы Алексея Долгушина хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Пушкина, а также в частных собраниях.
Открытие 2 октября в 17.00