НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

К 180-летию со дня рождения Эдуарда Направника. Выставка "Властелин оркестра" в Шереметевском дворце

c 5 сентября 2019 по 5 марта 2020Санкт-Петербург
Эдуард Направник
Эдуард Направник
Всеволожский. Карикатура ''Направник''
Робер. Карикатура ''Направник''
Ламбин. Эскиз к опере ''Дубровский''
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

Выставка "Властелин оркестра".

К 180-летию со дня рождения Эдуарда Направника

5 сентября 2019 - 5 марта 2020

Шереметевский дворец - Музей музыки

Сын бедного учителя из провинциальной чешской деревушки стал столичной знаменитостью с мировым именем. Иностранец получил не только российское подданство, но и потомственное дворянство Российской империи. Главный музыкальный театр России из царства заезжих итальянцев превратился в оплот русской оперы и обрел блистательную труппу, прославленную по всему миру. Эти истории успеха - суть одна история длиной более чем в полвека. Это творческий путь Эдуарда Направника (1839 - 1916) - легендарного руководителя оркестра, хора и солистов Мариинского театра, которому он преданно служил с 1863 года до конца своей жизни. Дирижеру, композитору, одному из крупнейших музыкальных деятелей России второй половины XIX - начала XX века посвящена выставка "Властелин оркестра" в Шереметевском дворце - Музее музыки. Она открывается в год 180-летия со дня рождения и 150-летия с начала службы Эдуарда Направника на посту главного дирижера Мариинского театра.

Никому не известный пражский студент-органист, начинающий дирижер и композитор Эдуард Направник приехал в Петербург, когда ему было 22 года. Князь Николай Борисович Юсупов пригласил его стать капельмейстером домашнего оркестра во дворце на Мойке. Вскоре счастливый случай привел Направника в Мариинский театр. Однажды он пришел на представление "Руслана и Людмилы" Глинки. Оказалось, что в оркестр не явился пианист, без которого исполнение оперы невозможно. Первый скрипач Иван Пиккель увидел в зале Направника и предложил дирижеру Константину Лядову заменить им отсутствующего пианиста. Направник безупречно сыграл свою партию с листа и благодаря успешному дебюту был приглашен на службу.

Став в 1869 году главным дирижёром Мариинского театра, Направник требовал, чтобы певцы и хор знали свои партии до того, как начнутся общие репетиции, бережно воспитывал солистов, а в оркестре слышал малейшую фальшь и добивался безукоризненной верности темпов и оттенков. С бесконечной настойчивостью дирижер занимался Русской оперой. Он добился увеличения финансирования труппы, увеличения штатов оркестра и хора, возродил оперный комитет при Дирекции императорских театров, и Русская опера составила славу Мариинскому театру на многие поколения. Направник продирижировал 4131-м оперным представлением, под его руководством было разучено и поставлено более восьмидесяти опер. На выставке представлены материалы спектаклей, ставших вершинами творческой деятельности Направника: эскизы, рисунки с натуры, афиши и программы, скульптурные портреты и фотографии артистов, с которыми работал дирижер, мемориальные вещи, карикатуры. Специально созданные видеосюжеты раскрывают особенности работы маэстро над музыкой его современников и композиторов прошлого.

Композиторское наследие Направника заслуживает особого внимания. Его опера "Дубровский" (1894) была поставлена во многих городах России, в Чехии, Германии, пользовалась большим успехом у слушателей и до настоящего времени входит в концертный и учебный репертуар. На выставке демонстрируются эскизы Матвея Шишкова, Павла Ламбина, Владимира Дмитриева к постановкам этой и других опер Направника, программы, либретто, мемориальные предметы, фотографии, а также созданный Музеем киноконцерт из его сочинений.

О триумфах и славе Эдуарда Направника свидетельствуют многочисленные серебряные лавровые венки, монограммы, красочные дарственные ленты, афиши симфонических концертов. Оборотная сторона работы дирижера - постоянная борьба с бюрократией чиновничества Дирекции Императорских театров, преодоление косности и рутины в ежедневной театральной практике - предстает в драматичных архивных документах.

Опорой для Направника служил домашний очаг. В его доме царила атмосфера любви, взаимной поддержки и заботы, созданная супругой и коллегой, солисткой Русской оперы певицей Ольгой Шрёдер, о чем красноречиво рассказывает трогательный "Семейный фотоальбом". Не менее важна для Направника была поддержка коллег. Специальный сюжет выставки - близкая дружба Направника с Чайковским, их полное творческое взаимопонимание. Переписка композитора и дирижера, озвученная Сергеем Барковским и Михаилом Черняком, представлена в литературно-музыкальной композиции "Письма другу" - авторской программе Музея.

Последний директор Императорских театров Владимир Теляковский вспоминал: "Таких людей, каким был Эдуард Францевич Направник, в театре мало. Он был чист, как стеклышко, и в нем и тени не было зависти, рекламы, хвастовства и желания пользоваться своим исключительным положением для каких бы то ни было личных целей. С ним можно было говорить и спорить. Он был и настоящий мастер, и настоящий человек".

Выставка подготовлена Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства при участии Российского института истории искусств, Российского государственного исторического архива, Государственного Русского музея и Российского Этнографического музея.

Куратор - Елена Грумад

Дизайнер - Юрий Сучков

Научные консультанты - Надим Айдаров, Виктор Бочаров

Благодарим за помощь: Сергея Барковского, Михаила Черняка, Ольгу Овечкину, Валентину Набок, Галину Копытову, Елену Таникову, Георгия Ковалевского, Татьяну Богданову, Евгению Петрову, Наталью Прокопьеву, Карину Моисееву, Любовь Герашко.

Шереметевский дворец - Музей музыки

С.-Петербург, наб. Фонтанки, 34

www.museum.ru/N73638
Ваше мнение »»

»»Шереметевский дворец - Музей музыки
Адрес:город Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 34
Проезд:Ст. м. "Гостиный Двор", "Невский проспект", "Владимирская", "Достоевская", "Маяковская". Транспорт до Аничкова моста
Телефоны:(812) 272-4441
сайт:theatremuseum.ru/
EMail:;


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.09.2019  x    ?  


Выставка «Восточный джаз / East West Jazz» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Марек Пиасецки. О Петербурге польским взглядом

Выставка работ победителей ежегодного Московского международного фотоконкурса MIFA - 2019

Проект для людей старшего возраста «Музейный СтарТрек»

Зорикто Доржиев. Степная история

Выставка живописи Ивана Славинского

Суриковские краеведческие чтения в Угличском кремле

Выставка графики Сергея Жгилёва

Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

80-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век в Тамбове

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

Выставка «Юрий Олеша: исповедь советского интеллигента»

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

"Мое послание - любовь". Лидия Яцукевич

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

Красс Клемент. Незримое пространство


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru