НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927). Этюды. К 175-летию со дня рождения

c 13 июня по 28 июля 2019Тверская область
Афиша выставки
В Тверской областной картинной галерее открыта выставка "Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927). Этюды. К 175-летию со дня рождения"

«…только в маленьком этюде можно поймать момент освещения, времени дня». В.Д. Поленов.

Эта выставка знакомит зрителя с творчеством замечательного русского художника 2-й половины XIX – начала ХХ века – Василия Дмитриевича Поленова, в частности, с его этюдами, имеющими самостоятельную эстетическую ценность.

Широкую известность Поленову принесли пейзажи конца 1870-х годов – «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» и пейзажные работы 1890-х годов – «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег» и др. Эти картины стали не только любимыми произведениями многих поколений людей, но и сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи в целом на пути освоения ею пленэра, создания пейзажа-настроения и пейзажа крупных, монументальных форм. Среди своих собратьев по искусству - И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова – он выделялся редкостной разносторонностью творчества и широтой своих художественных интересов. Исторический живописец и пейзажист, автор картин на бытовые сюжеты, он был еще и театральным декоратором, графиком, незаурядным архитектором, обладал хорошими вокальными данными, талантом музыканта и композитора.

Поленов – художник, испытавший сильнейшее западное влияние, которого обвиняли во «французистости», стал создателем классических образцов русского национального пейзажа. Поленов был близок к живописи романтизма, в нем были очень сильны академические традиции, и, одновременно, как и В.М. Васнецов, но совсем иным путем, он выходит к модерну, к новой стилистике искусства конца ХIХ – начала ХХ века.

В.Д. Поленов родился 20 мая 1844 года в Петербурге в старинной дворянской семье. Художницей-любительницей была его мать, известным археологом, страстным любителем искусства – отец. Помимо живописи, здесь увлекались музыкой, пением, литературой. Отсюда берет начало та широта художественных знаний и навыков Поленова, которая позволит ему впоследствии легко входить в разные области искусства. Он одновременно окончил Петербургский университет и Академию художеств. В период 1872-1876 годов побывал в Голландии, Италии и Франции, где интенсивно учился, восприняв новейшие достижения запад-ноевропейской живописи. Особенно плодотворными для него были годы, проведенные во Франции. Здесь им были созданы картины на исторические сюжеты и целая серия пленэрных этюдов. Во всех поленовских пейзажах конца 1870-х годов в полной мере проявилось яркое своеобразие Поленова-художника, мастерски владеющего средствами пленэра, и тонкого романтика, умеющего одухотворить природу, заставить ее заговорить с человеком.

В Риме Поленов знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым – крупным промышленником и меценатом, владельцем усадьбы Абрамцево. Позднее окрестности, сама абрамцевская усадьба войдут многочисленными мотивами в десятки написан-ных здесь этюдов.

В 1876 году за «отличные познания в живописи, доказанные представленными работами» (шесть картин и пятьдесят этю-дов) Поленов удостаивается звания академика живописи.

В 1880-е годы В.Д. Поленов возвращается к замыслу картины «Христос и грешница», возникшему еще в академические го-ды. Воспринимая Христа как реально жившего человека, художник считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». Для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью Христа, Поленов предпринимает в 1881-1882 годы путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заезжает в Грецию. Результатом явилась серия этюдов, покорявших точностью видения, интенсивностью и звучностью цвета. Художник отходит от прежней сдержанной палитры. Это уже не серо-голубой воздух, а настоящие «этюды солнца», как их называл Поленов. Так, особой насыщенностью цвета отличается экспонируемый нами этюд «Константинополь». Этот город Поленов неоднократно посещал во время своих поездок на Восток.

За годы своих путешествий он пишет жанровые произведения, исторические картины, портреты, На выставке представлен этюд «Портрет художника Коровина Константина Алексеевича», 1884), знаменитого ученика В.Д. Поленова, одного из наиболее значительных представителей русского импрессионизма.

Но все более к себе его влечёт пейзаж, живопись при естественном свете на открытом воздухе, естественные краски. В 1890-е годы Поленов создает монументальные пейзажные работы: «Осень в Абрамцеве» (1890), «Ранний снег» (1891) и др. В них мастер наиболее полно выражает эпический образ национального пейзажа.

В 1889 году художник покупает имение в селе Бехово на Оке (Тульская губерния), куда постоянно приезжает. Поблизости по его проектам были построены усадебный дом, мастерская «Аббатство», прозванная так за свой средневековый вид, Троицкая церковь. Усадьба была названа «Борок» (место под строительство новой усадьбы было обрамлено небольшим сосновым бором). Весь усадебный комплекс, расположенный на высоком берегу Оки, прекрасно вписывался в окружающие его речные дали. До конца жизни они не переставали вдохновлять художника. Здесь возникла серия этюдов, которые он бесконечно писал в разные времена года и в разное время дня. Этюд «Дом в усадьбе «Борок» со стороны въезда», созданный в 1901 году, - самый ранний в коллекции галереи. Нежная любовь, которую Поленов питал к русской природе, одушевляет поэтичный вид Борка. Иной характер носит этюд «Аббатство». Ярко освещенный солнцем, весь в цветении золотых и синих рефлексов дом в романском стиле хранит отблески французских пейзажей Поленова.

Другая серия этюдов, - так называемые, дорожные этюды, которые появились во время поездки 1910-1911 годов в Герма-нию, Францию, Испанию и Австрию. Крохотные, величиной с ладонь, пейзажи являются своеобразным дневником художника. Эти живописные путевые листки Поленова носят почти иероглифический характер. Два-три мазка - и возникают туманные очертания горы Трифельз с романтическим замком («Замок Трифельз в горах Гардта за Рейном», 1910), о которых Поленов писал: «Анвейлер – самое лучшее место нашего путешествия… Когда возвращались, собиралась гроза, гремел гром, блестела молния – было жутко и поэтично. Я успел написать в Анвейлере и Трифельзе десять этюдов и набросков». Полоска темно-зеленого цвета в контрасте со светлым небом – и появляется сумрачный лес на Брокене («Буковые леса у подножия Брокена», 1911). Несколько ярких цветовых ударов - и темное пятно скалы в солнечном этюде моря воскрешают французские впечатления художника в «Скалах в Биаррице», 1911. Поразительно умение Поленова столь скупыми средствами передать и разнообразие местности, и разное состояние природы. Композиционная точность и пленэрная воздушность превращают миниатюрную мозаику этюдов в по-этический мир, наполненный живой прелестью природного бытия.

www.museum.ru/N73286
Ваше мнение »»

»»Тверская областная картинная галерея
Адрес:Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, д. 3
Проезд:От ж/д вокзала - трамв. №№ 5, 6, 11; маршр. такси № 52
Телефоны:(4822) 34-7168 - спр., 34-6243 - экс.бюро
сайт:gallery.tverreg.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.04.2024  x    ?  


”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Граф А.С. Уваров - археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 225-летию со дня рождения поэта. Выставка «Пушкин и театр» в Псковском музее-заповеднике

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Разум, мораль, свобода. Иммануил Кант и Лев Толстой. К 300-летию философа

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Иван Александров. 43 дня в Арктике

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Завершение этапа воссоздания интерьера «Опочивальня» в Екатерининском корпусе музея-заповедника "Петергоф"

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Владимир Распутин "Путь к источнику"

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии

От эмбрионов до кибернетики. К 140-летию со дня рождения И.И. Шмальгаузена

Выставка живописи П.А. Кравцова "Песня" в Музее Кондратия Белова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru