На выставке во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств представлено свыше 30 живописных работ – пейзажи с удивительной природой Арктики и видами ленинградских улиц и мостов, – а также личные вещи Виктора Конецкого из коллекции жены известного писателя, сценариста, художника Татьяны Акуловой-Конецкой.
Виктор Викторович Конецкий (1929–2002) – советский и российский писатель, киносценарист, капитан дальнего плавания, автор более 50 литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом. В их числе роман-странствие в восьми книгах «За Доброй Надеждой» (1969–2000), основанный на личных впечатлениях. С большим уважением о нем отзывались Д.С. Лихачев и Д.А. Гранин, А.М. Володин и К.М. Симонов, В.Б. Шкловский и многие другие. «Конецкий был не просто прекрасным писателем, он всегда представлялся в своих книгах именно самим собой – Виктором Конецким, а не “инженером человеческих душ”, “властителем дум” и все такое прочее, и от того, пожалуй, был многим из нас, прежде всего по-человечески, близок», – говорил о нем Борис Стругацкий.
Жизнь писателя и художника тесно связана с Омском. 8 апреля 1942 года семья Конецких была вывезена из блокадного Ленинграда по Дороге жизни во Фрунзе, а в 1943 году отец будущего писателя Виктор Андреевич был переведен в Омск, и семья переехала к нему. Здесь, на военном заводе № 208, работал электриком старший брат Олег. В Омске семья Конецких прожила до снятия блокады Ленинграда и осенью 1944 года вернулись домой.
Виктор Конецкий известен не только как писатель, но и как сценарист и художник. Его карьера началась на Северном флоте, в одном из самых сложных его подразделений – аварийно-спасательной службе, и вся его творческая жизнь также неразрывно была связана с морем. В начале 1960-х В. Конецкий написал в соавторстве сценарии популярных кинофильмов «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три».
Но особо стоит отметить его живописные работы, созданные по впечатлениям от суровой природы Севера. «Чем дальше на Север, тем беднее пейзажи, но воздействие его сильнее», – читаем в одном из писем В. Конецкого. Он никогда не занимался творчеством в море, ограничиваясь отрывочными дневниковыми записями, книги и картины рождались дома, по памяти, за столом. Всего несколько пейзажей были созданы в рейсе. Сам писатель полагал, что они – лучшие иллюстрации к его литературным произведениям, продолжение его книг. И теперь у омского зрителя есть уникальная возможность, в год 90-летия со дня рождения Виктора Конецкого, познакомиться с художественным наследием автора любимых с детства книг и фильмов. Каждая работа сопровождается отрывком из литературных произведений автора.
Куратор: Татьяна Медведовская