В выставочных залах Российской академии художеств открывается выставка произведений академика РАХ, члена французской Академии юмора Игоря Алексеевича Смирнова «Это мы!». Ее название метафорично, так как в экспозиции представлено около 80 карикатур и графических станковых работ, раскрывающих проблему взаимоотношений человека и общества. Среди них такие известные произведения, как серия «Все о Дон Кихоте», «Ветер перемен», «Икар», «Тайная вечеря», «Плотина».
Игорь Алексеевич Смирнов принадлежит к поколению карикатуристов 1960 – 1970-х годов, которые стремились уйти от официальной карикатуры первой половины XX века. Философское осмысление остросоциальных проблем общества сделало его одним из ярких представителей «новой волны» неформальной карикатуры, провозгласившей основой жанра душевность, безобидную жизнерадостность.
Свое призвание как художник-карикатурист Игорь Алексеевич нашел еще в годы учебы. Сначала создавал рисунки для студенческой газеты в художественной школе при МГАХИ им. В.И.Сурикова. Затем во время обучения в Московском художественном училище «Памяти 1905 года» получил заказ на создание своей первой карикатуры для газеты «Красная звезда» (1971г.). Успех первых работ, высокая оценка их в профессиональной среде вызвали интерес крупных отечественных изданий к творчеству художника. Его оригинальные и остроумные рисунки были напечатаны в газетах «Правда», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Известия», «Литературная газета», «Московские новости», «Голос Родины», «Российские вести», «Общая газета», журналах – «Крокодил», «Новое время», «Веселые картинки», «Отчизна», «Деловые люди», «Журналист», зарубежной периодике.
Карикатуры Игоря Смирнова посвящены вечным темам искусства – борьбе добра и зла, бедности, бесправию, глобальным проблемам современности, таким, как тяжелая экологическая ситуация. Цель художника – ввести зрителя в ту или иную проблему общества, не навязывая при этом своего мнения. Он не высмеивает, не ставит перед собой задачу рассмешить, а сравнивает себя с врачом, для которого «постановка диагноза – это профессиональный долг». Главным оружием в руках графика становится гротеск, метафора. С помощью них он создает сложную материю, которая может интерпретироваться каждым зрителем по-своему.
Игорь Смирнов много работает в станковой графике, продолжая тему трагической судьбы человека, его «заброшенности» в чуждый мир. В ней вскрываются сюжетные противоречия, которые порождают единство комического и трагического. Художник обнажает реальность, создавая явные аллегории на тему «светлого будущего», особого пути человека. Прибегая к намеренной гиперболизации, он доводит сюжеты некоторых работ до абсурда, как, например, в отдельных графических произведениях («Капкан», «Корабль дураков») или в серии работ о главном герое романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Дон Кихот Смирнова – многозначный образ, но вместе с тем конкретное воплощение героя, борющегося за светлые идеалы. Он является прообразом самого художника, противостоящего абсурдной и несправедливой окружающей действительности.
Графика Игоря Алексеевича никого не оставляет равнодушным. Лаконичный и выразительный язык его работ глубоко воздействует на зрителя. Исполненные тонкими прерывистыми линиями они вызывают целую гамму чувств – от горечи до гнева, от грусти до сострадания.