НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Макс Эрнст. Парижские годы

c 15 июня по 18 августа 2019Санкт-Петербург
Макс Эрнст. Парижские годы
Макс Эрнст. Парижские годы
15 июня 2019 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа начинает свою работу выставка «Макс Эрнст. Парижские годы», организованная Государственным Эрмитажем при поддержке Британского фонда Эрмитажа.

Макс Эрнст (1891–1976) – выдающийся немецкий и французский художник, видный представитель искусства ХХ века. В Боннском университете изучал философию, литературу, историю искусства и психологию. Во время Первой мировой войны был мобилизован в действующую германскую армию, что оказалось сильным травматическим опытом. Вернувшись домой, Эрнст присоединился к кругу дадаистов и стал развивать идеи этого движения в Кельне. В 1922 году перебрался в Париж, где вскоре стал одним из ключевых представителей нового художественного течения – сюрреализма. После начала Второй мировой войны переехал в США, где продолжил экспериментировать с художественными техниками. В 1950 году вернулся во Францию.

Выставка посвящена короткому, но ключевому периоду в жизни и творчестве художника – 1920 годам, которые Эрнст провел во Франции. Это важнейшее для мирового искусства время ознаменовало переход от дадаизма к сюрреализму — как в творчестве Эрнста, так и во всем европейском искусстве. Представленные на выставке работы позволяют проследить, как художник постепенно отходит от формальных экспериментов дадаизма в сторону поиска более поэтичного и целостного художественного образа, который, в свою очередь, оборачивается сюрреалистическим парадоксом.

Макс Эрнст стал заметным участником художественной жизни Парижа еще до своего переезда: в 1921 году прошла его первая персональная выставка. Тогда французская столица увидела дадаистские коллажи Эрнста, которые от общей хаотичности работ представителей дада отличала целостность образов и их убедительная магическая сила. Восторг, с которым парижская публика приняла эту выставку, предвосхитил тот вклад, который Эрнст в последующие годы внес в формирование сюрреализма.

Начало 1920-х годов характеризует неясность художественного курса и отсутствие четко сформулированных концепций. Парижская артистическая среда словно блуждала в тумане (epoque floue), пытаясь нащупать новые творческие ориентиры. Творческая интеллигенция, ранее увлеченная идеей уничтожить все стилистические каноны и деконструировать эстетику довоенного времени, должна была признать: дадаизм стал тем, против чего он выступал – очередным направлением в искусстве. Парижские поэты и художники находились в поиске новых форм выражения, параллельно перерабатывая идеи, характерные для дада. В частности, концепции случайности, автоматизма, непричастности автора к созданию произведения были осмыслены будущими сюрреалистами в рамках фрейдистской теории о бессознательном. Макс Эрнст, который интересовался идеями Зигмунда Фрейда ещё со времени учебы в университете, в Париже продолжил работать над усовершенствованием техники коллажа, а также над включением коллажных принципов в живопись. Работы Эрнста этого периода перекидывают мост между его дадаистскими экспериментами и иллюзионизмом сюрреалистических полотен. Можно сказать, что до 1924 года творчество Эрнста находилось в прото-сюрреалистической фазе, которая по времени совпала с epoque floue.

В 1924 году, после публикации Андре Бретоном «Первого манифеста сюрреализма», художественная жизнь Парижа приободрилась: наконец были сформулированы идеи, которые французские поэты принялись претворять в жизнь. Макс Эрнст в это время находился в путешествии по Востоку, и в его творчестве наметилась некоторая пауза, в то время как парижская богема оживленно обсуждала манифест. Приехав во Францию, Эрнст вернулся к работе, но это уже были отличные от прото-сюрреалистических произведения. Его полотна, созданные после небольшого перерыва, характеризовала новая, более абстрактная манера. Пытаясь найти место для сюрреализма в изобразительном творчестве, в 1925 году Эрнст изобрел технику фроттажа, которая, по сути, стала воплощением автоматизма в изобразительном искусстве. Художник подкладывал под лист бумаги различные рельефные предметы и, натирая бумагу карандашом, получал образы, оторванные от первоначальных значений реальных объектов. В альбоме «Естественная история», представленном на выставке, показан сюрреалистический мир, населенный фантастическими существами и причудливыми растениями. Спустя два года, художник изобрел аналогичную технику в живописи – граттаж. Эрнст создавал такие работы, соскребая краску с подготовленных холстов, когда они лежали на таких материалах, как проволочная сетка, морские раковины или хаотично уложенный на стол шпагат («Молодые люди, топчущие свою мать», «Маленький памятник птицам»).

Изобретательность Макса Эрнста сыграла важную роль в утверждении сюрреалистической живописи. В этом видится немалая заслуга и коллажных работ Эрнста, которые он составлял с особой тщательностью: при склеивании различных вырезок художник делал стыки практически невидимыми, что позволяло воспринимать изображенное как самостоятельный целостный образ. Многие такие работы Эрнст затем повторял в графике («Прекрасная садовница») или живописи, рассматривая сюрреалистическую картину как «коллаж, нарисованный вручную».

Макс Эрнст считал себя провидцем, душа которого «монстрообразна», и, рассматривая его работы, в это можно поверить. Он овладел алхимией образов на таком высоком уровне, что кажется будто в нем действительно было что-то мистическое, что-то, что позволяло ему создавать фантастические миры, которые, несмотря на свою иррациональность, кажутся предельно реальными.

Основной пласт экспозиции составляют двадцать картин из собрания первого парижского дилера художника – Арама Мурадяна. Именно он был организатором выставок Эрнста во Франции, что положило начало их продолжительной и крепкой дружбе. После смерти Мурадяна в 1974 году картины остались в его семье. На выставку они предоставлены его внуком, Хосе Марией Альфаро Мурадяном. Эти работы дополняют еще три произведения того же периода, происходящие из других частных коллекций. В экспозицию также включены фроттажи из альбома «Естественная история», предоставленные петербургским коллекционером Марком Башмаковым.

Кураторы выставки – Анастасия Чаладзе, младший научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. Выставка подготовлена в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять и изучать искусство XX-XXI веков.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог «Макс Эрнст. Парижские годы» (Издательство «Fontanka Publications», 2019). Выставку сопровождает большая образовательная программа.

www.museum.ru/N73191
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru