Выставка в Екатеринбургском музее изобразительных искусств представляет избранные произведения японской гравюры из коллекции Олега Петровича Малахова (Челябинск), насчитывающей на сегодняшний день более 500 листов.
В основе системы жанров японской ксилографии лежало философское восприятие жизни как потока сменяющих друг друга событий, в непрерывном калейдоскопе которых человек должен уметь органично воспринимать каждое мгновение и наслаждаться простыми радостями бытия. Термин «укиё» (изначально буддийский в значении «бренный мир») с появлением отдельных городских кварталов, где находились дома куртизанок и гейш и процветал театр Кабуки, был переосмыслен как «мир мимолётных наслаждений» и стал названием направления японской ксилографии.
На выставке наряду с самым известным произведением укиё-э — «Большой волной в Канагаве» Хокусая — представлены листы малоизвестной и редкой для музейных и частных собраний серии Цукиоки Ёситоси «Сто видов луны», избранные гравюры Судзуки Харунобу, Китагавы Утамаро, Тосюсая Сяраку, Утагавы Хиросигэ и Утагавы Кунисады, а также их учеников и современников.
Построенная по жанровому принципу экспозиция позволяет познакомиться с такими направлениями как бидзин-га — изображения красавиц, якуся-э — сцены из пьес театров Кабуки и Но, муся-э — исторические сюжеты и сцены битв, фукэй-га — пейзажи, катё-га — изображения птиц и цветов.
В отдельной зоне представлен редко экспонируемый жанр сюн-га — «весенняя картинка». Эротическая гравюра, к которой обращались многие мастера укиё-э, обрела широкую популярность в Японии XVII века и оказала значительное влияние не только на развитие отдельных жанров японской анимации и кинематографа, но и многих европейских художников рубежа XIX–XX веков.
О коллекционере
Олег Петрович Малахов (Челябинск) ведет активную собирательскую деятельность с начала 1970-х годов. Первоначально формировалась коллекция древнерусского искусства, куда входила уникальная меднолитая пластика и иконопись, а также старопечатная книга XVII–XX веков. Поднее начала складываться обширная коллекция живописи и графики русских и европейских мастеров XIX – начала XX века. Начиная с 1980 года коллекции Малахова неоднократно демонстрировались в музеях Челябинска и других городов России.
Интерес к философии Востока способствовал формированию коллекций восточного искусства, к которым относятся китайский и японский фарфор XVIII–XIX веков, клуазоне XVIII–XX века, тангка (буддийская живопись) Монголии, Тибета, Китая, Бурятии XVIII–XX веков, художественная бронза Китая и Японии X–XIX веков. Значительное место в собрании искусства Востока принадлежит коллекции японской гравюры укиё-э XVII–XX веков, включающей в себя уже более 500 листов.
Относительно недавно в обширном собрании Малахова появилась коллекция искусства народов Африки (этнические ритуальные маски и скульптура, всего – свыше 140 предметов).
С 2008 года в музеях России практически ежегодно организуются масштабные выставки укиё-э из собрания Малахова (Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Киров, Нижний Новгород, Казань, Самара, Новосибирск).
18+