Выставка иллюстрирует неослабевающий интерес европейской цивилизации к культуре и искусству Древнего мира. На выставке будут представлены произведения русского и европейского искусства Новейшего времени, вдохновленные «вечным» сюжетам и античными образам. Выставка продолжает выставочный проект 2016 г. «Античность сквозь века», где были представлены произведения мастеров XVII – XIX вв.
Наследие первых Средиземноморских цивилизаций продолжает влиять не только на мировое искусство, но и на самобытность и своеобразие национальных культур разных стран. В чем же кроется секрет обаяния и неиссякаемой притягательности Древнего мира? Может быть, в том, что в этот период, впервые в истории человеку удалось приблизиться к достижению гармонии с внешним миром. Это послужило стимулом и основой для невиданного по своей широте и глубине мифопоэтического освоения мира. В особой, доступной ему тогда мифологической форме человек пытался найти – и находил – объяснение всeму, что eго окружало - почему человек спит, почему умирает, откуда берется огонь, как движется солнце, почему сменяются времена года… Ответы на все эти вопросы в более или менее полном виде содержат мифы, эпос, религиозные и философские тексты Древнего мира.
В первые десятилетия XX в. в России, как и в других странах Европы, в культуре и искусстве наивысшего расцвета достигает зародившийся в конце XIX в. стиль модерн. Для этого стиля характерно переосмысление и использование элементов почти всех предшествующих культур, включая искусство античности и Древнего Востока. В послереволюционной России и СССР интерес к античному наследию сохранялся, но, соответственно времени, оно рассматривалось и контексте классовой борьбы. Прообразами для художников и скульпторов становились рабы, философы-материалисты или мифологические персонажи, восстающие против воли богов. Способствовать решению другой задачи – утверждению культа здорового тела и силы, а также служить «эстетическому воспитанию трудящихся» должны были гипсовые копии античных скульптур, которые повсеместно появлялись в 1930-е гг. на фасадах советских зданий, в парках и скверах.
Не утратила античная тема своей актуальности и для художников последней трети ХХ в. Графическое искусство Ленинграда – Санкт-Петербурга невозможно представить без работ Виктора Семеновича Вильнера (1925 – 2017), посвятившего свое творчество любимому городу. Основная тема его работ – город, наполненный образами произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, причудливо соединенными с античными и средневековыми персонажами.
Разговор о художественной жизни XX в. невозможен без упоминания такого нового жанра искусства как Livre d’artiste («книга художника»). Это уникальное явление в мире иллюстрированной книги органично объединяет всемирно известные литературные произведения, иллюстрированные выдающимися художниками и граверами, а также известные издательские дома. В определенный период своего творчества Livre d’artiste был увлечен и известный французский скульптор, живописец, график, мастер декоративного искусства Аристид Майоль (1861 – 1944). «Эклоги» Вергилия с иллюстрациями художника, представленные на выставке, стали его первой книгой, работу над которой он начал в 1912 г., а закончил лишь к 1925 г.
На выставке также будут представлены произведения представителя петербургского модерна В.М. Измайловича (1872 – 1959) и советского художника В.Н. Кокорева; графические листы молодых петербургских художников Д.С. Марголина и С.В. Кондрашкина; иллюстрации к библейской книге «Исход» немецкого и израильского графика и художника Я. Штейнхардта (1887 – 1968) и к книге «Песнь песней» французского художника, представителя стиля «ар-деко» Г.Л. Жолма (1873 – 1959).