Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
16 апреля - 12 мая
ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВ
"ХОЛОДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ…"
ГРАФИКА, ФОТОГРАФИЯ, ИНСТАЛЛЯЦИЯ
Поэт Олег Григорьев (1943-1992) широко известен как автор детских книг, а также коротких стихотворений, быстро уходивших из-под его пера "в народ". При жизни были изданы три книжки: "Чудаки", "Витамин роста" и "Говорящий ворон".
Однако Григорьев всегда мечтал сам иллюстрировать свои книги. Он рано начал рисовать, с 1956 по 1961 год учился в Средней художественной школе при Академии художеств. Впервые пять его графических листов были представлены на выставке нонконформистского искусства в ДК "Невский" в 1975 году.
Он часто рисовал на чем придется: на тетрадных листах, газетных полосах, на салфетках… И тут же дарил рисунки. В отличие от стихов, значительная их часть сегодня находится в неустановленных местах. Когда видишь его работы на нашей выставке - они собраны из нескольких частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы - нельзя не отметить, что наряду с гротескными рисунками, перекликающимися с черным юмором стихов Григорьева, существует спокойная, почти медитативная графика: изображения птиц, животных и растений, абстрактные и предметные композиции, ню, природные пейзажи.
Судьба Олега Григорьева - один из ярких примеров истории творческого человека, сломленного советской системой второй половины XX века. Он был изгнан из Художественной школы и отправлен в психушку прямо из нее. Этот способ воздействия на неугодных и "неудобных" довольно широко применялся в конце 1960-х-1970-х годах. Примерно в то же время из СХШ выгоняли Шемякина, Шагина, Арефьева.
Выставка "Олег Григорьев. Холодно быть человеком…" - попытка осмыслить фигуру поэта и художника в атмосфере андеграундной художественной среды Ленинграда 70-х-80-х годов прошлого века.
Масштабная инсталляция, включающая графику, фотографии, видео и объекты, создана музеем совместно с архитектурной мастерской "Витрувий и сыновья". Отправной точкой замысла стала идея Олега Григорьева: еще в Художественной школе он придумал способ рассматривать шедевры живописи сквозь прорезанное в черном картоне "окошко", кадрируя таким образом изображение. Посетителям выставки будет предоставлена возможность самим опробовать этот способ.
Значительная часть представленных на выставке работ сохранены благодаря усилиям бывшей жены Олега Григорьева - Ирины Тереховой, а также его друзей.
Художественное решение экспозиции: Сергей Падалко и Игорь Мусанов.
Куратор - Ольга Морозова.
Музей благодарит за помощь в подготовке выставки Бориса Файзуллина, Олега Фронтинского, Юлию Горскую, Юлию Бородину, Михаила Алшибая, КGallery, Николая Благодатова, Веру Гущину, Елену Ватрушину, Сергея Ватрушина, Татьяну Похднякову, Валерия Вальрана