НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи

c 3 апреля по 6 октябряРеспублика Татарстан
Выставка ''Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи'' в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань»
Браслет пластинчатый. Золотая Орда, Крым или Малая Азия. XIV в. Золото; чеканка, литье в жесткую форму, гравировка, чернение
Чаша. Золотая Орда. Конец XIII – первая половина XIV в. Серебро; выколотка, полировка, чеканка, гравировка, позолота
Сосуд. Золотая Орда. Первая половина — середина XIV в. Кашин, кобальт; надглазурная роспись красной и белой эмалями, позолота
Надгробие с арабской дидактической надписью. Золотая Орда, Крым. XIV в. Песчаник; резьба
С 3 апреля 2019 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань» открыта выставка «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи», которая знакомит с культурой Монгольской империи, но главным образом – с культурой Улуса Джучи (Золотой Орды), крупнейшего государства кочевников в Западной Евразии.

На выставке представлены предметы всаднической и городской культуры монгольских кочевников, пиршественные сосуды, ювелирные украшения, костюмы. Важное место отведено деталям архитектурного декора и образцам буддийской живописи тюрко-монгольского Востока. Памятники нумизматики Золотой Орды дают представление о развитии денежного дела и денежной политики одного из наиболее крупных монгольских государств XIII–XV веков.

Монгольская империя (монг. Yeke Mongyol ulus – «Великое монгольское государство») – структура, сложившаяся в начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана (1155 или 1162-1227). В период своего единства она включала смежные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета со столицей в Каракоруме. С начала 1260-х годов, когда отдельные части монгольского мира переходят под контроль старших сыновей и внуков Чингис-хана, крупнейшими ее частями становятся государство Юань в Китае, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов на Ближнем Востоке, и Чагатайский улус в Средней Азии. К началу XIV века единство империи носило скорее формальный характер, напоминающий федерацию фактически независимых государств. Главенство над всеми улусами номинально принадлежало Хубилаю (1215-1294), внуку Чингис-хана, принявшему титул Великого хана в 1260 году, но ставшего им только в 1266 году после смерти его соперника Ариг-буки. Хубилай более известен как основатель империи Юань, монгольского государства, основной частью которого с 1279 года являлся весь Китай. В состав империи входили Монголия, Восточный Туркестан и некоторые оккупированные государства в Юго-Восточной Азии. Тибет с 1270 по 1358 год, как автономная территория в военном и административном отношениях, контролировался династией Юань, но руководство в делах религии принадлежало Сакья-ламе.

Чингисиды создали глобальную средневековую миросистему, так или иначе объединившую пять независимых региональных экономик и культур – Западную Европу, арабский мир, зоны Индийского океана, Китая и Великой степи. В этот период произошло складывание безопасной торговли и инфраструктуры культурных коммуникаций между Китаем, странами Восточного Средиземноморья и Египта. Особое значение имело возобновление Великого Шелкового пути. Единая империя создала предпосылки не только для процессов интеграции, но и для обмена между культурами и цивилизациями. Целая система неизвестных ранее явлений, контактов и идей вдохнула новую жизнь в культуру степной части Евразии. В большой мере это оказалось унаследовано Улусом Джучи. Связи общей судьбы Крыма (и всего Причерноморья) с миром средневекового Востока и европейского Запада – одна из главных тем выставки.

Экспозиция разбита на пять разделов: Всадническая культура ранних Чингисидов; Всадническая культура империи Юань и Золотой Орды; Городская культура Чингисидов; Северное Причерноморье и золотоордынская глобализация; Золотоордынский Солхат-Крым.

Открывают выставку экспонаты, иллюстрирующие всадническую культуру Чингисидов конца XII – XIV века, прежде всего убранство всадника и его коня, а также принадлежности воинского пира. В Золотой Орде более чем где-либо в монгольских государствах преобладала всадническая традиция. Ее стержень составила известная кочевническая триада: конь с его снаряжением, вооружение и убранство всадника. Все ее элементы обладали высокой степенью знаковости, что характерно для культур с развитым этикетом. Для нас интересны пояс и шапка - детали костюма, в которых в наибольшей степени отразились сословные различия.

В экспозиции представлены многочисленные образчики поясных чаш из драгоценных металлов, среди них работы мастеров высокого класса. Изредка встречаются сосуды с арабскими и тюркскими надписями.

Одна из интересных тем выставки связана с визуализацией женской социальной идентичности. В костюме замужней монгольской дамы очень важную роль играл головной убор – бокка, выполнявший множество функций: он рассказывал, к какому роду принадлежала женщина, к какой этнической и социальной среде, а с XIV века играл роль имперского символа. После крушения Империи бокка стала знаком принадлежности владелицы к чингисидской традиции. В этом разделе представлены также отдельные предметы женского убранства и монгольская филигрань.

Следующий раздел посвящен городской культуре на востоке и западе Чингисидской империи. В экспозиции отражено стремление показать пути формирования и особенности культурного процесса, обусловленного усвоением мировых религий (от разных форм ислама и христианства до буддизма), потеснивших тенгрианство – культ обожествленного Неба.

Особое внимание уделено вопросам чингисидской глобализации в Северном Причерноморье. Это вызвано тем, что Крым и черноморское побережье служили территорией контактов, связывавших евразийские степи с цивилизациями Средиземноморья. В формировании диалога с культурами Южной Европы, Византии и Малой Азии велика роль Солхата – столицы золотоордынского Крыма. Солхат (совр. Старый Крым) - золотоордынский город (XIII-XV века), не имеющий ни античного, ни раннесредневекового прошлого, стал новым административным и ремесленным центром. Город вырос в безымянной долине на востоке Внутренней Крымской гряды у северо-восточного подножия горы Агармыш, к северу от которой лежат степи Северо-Восточной Таврики. Новый центр контролировал караваны, следующие из Северного Причерноморья в сторону ханского домена в Поволжье и дальше - через Ургенч по направлению к Северному Китаю, и взимал с них таможенные сборы. На пути возвращения караванов (из Северного Китая к Поволжью и дальше к причалам Судака и Каффы) город играл ту же роль. История Солхата представлена в экспозиции главным образом материалами из раскопок археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в Старом Крыму.

В выставке участвуют около 600 экспонатов из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника, Центрального музея Тавриды, Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, Феодосийского музея древностей, Ялтинского историко-литературного музея, Государственной инспекции историко-культурного наследия Воронежской области, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани, Национального исторического музея Республики Беларусь.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательский дом Марджани, М., 2019), предваряемый приветственным словом Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и статьей директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского. Автор вступительной статьи – М.Г. Крамаровский.

Кураторы выставки – Марк Григорьевич Крамаровский, ведущий научный сотрудник Отдела Востока, и Анастасия Николаевна Теплякова, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N72533
Ваше мнение »»

»»Центр "Эрмитаж-Казань"
Адрес:Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, а/я 20
Проезд:Ст. м. "Кремлевская". Все виды наземного транспорта до ост. "Центральный стадион"
Телефоны:(843) 567-80-32, 567-80-34
сайт:www.kazan-kremlin.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.09.2019  x    ?  


Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru