НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Семен Файбисович. Ретроспектива

c 27 марта по 28 июля 2019Москва
Семен Файбисович. Последняя демонстрация (10 холстов), 1992, холст, масло. 170 x 2460 см
Семен Файбисович. Поэт Лев Рубиншьейн. Из цикла ''Московский метрополитен им. Ленина'', 1987
Семен Файбисович. Бомжи. Из цикла ''Мой двор'', 2012
Семен Файбисович. Пассажирка, 1984, холст, масло. 150 х 110 см
Семен Файбисович. Россиянин, 1991, холст, масло. 180 x 123 см
Третьяковская галерея открывает выставку произведений Семена Файбисовича, одного из ярких представителей искусства эпохи застоя, перестройки и постсоветского времени.

Состав: 86 живописных произведений, 1 видеоинсталляция

Собрания: Государственная Третьяковская галерея, частные коллекции

Кураторы выставки: Фаина Балаховская, Сергей Фофанов

Ретроспективная экспозиция позволяет лучше понять эволюцию мастера и определить его место и роль в развитии российского художественного процесса.

Творчество Семена Файбисовича не укладывается в рамки ни одного из направлений отечественного искусства последней четверти XX – начала XXI века. Его нельзя назвать представителем концептуализма, соц-арта и даже фотореализма, хотя на первый взгляд эти связи кажутся очевидными. Сочетание сознательной непроявленности индивидуального живописного стиля, первичная визуальная «неузнаваемость» и одновременно неповторимость смысловых комбинаций, которая сразу указывает на автора, – главная особенность его творческого метода.

Окончив Московский архитектурный институт в 1972 году, Семен Файбисович совмещал деятельность архитектора с занятиями графикой. Почувствовав необходимость работы в цвете, самостоятельно обучался живописи. Немного позже, взяв в руки фотоаппарат, он начал рассматривать реальность через оптику камеры. Это стало отправной точкой его художественного метода: образы фиксировались на пленку, а потом «переводились» на монументальные холсты, сохраняя сходство с фотографией.

Первые работы Файбисовича были обращены к мотивам и смыслам «телесности» и «материальности» предметного мира («Кухонные фактуры», 1980, «Выстрел», 1982, «Метаморфозы», 1983). Но вскоре он переключился на сюжеты и образы из позднесоветской действительности. Наблюдение за будущими персонажами своих работ он вел в общественных пространствах: на вокзалах, за стеклом городского автобуса, в метро, в вагоне подмосковной электрички (циклы «Рейсовый автобус», 1983–1984; «Московский метрополитен им. Ленина», 1985–1987; «Подмосковная электричка», 1986–1990). Между тем его взгляд, в отличие от его коллег-современников, был лишен в то время какой-либо социальной критичности или иронии, впрочем, как и сочувствия. Даже в более острых работах начала 1990-х («Праздничная демонстрация трудящихся», 1991; «Прощание с академиком Сахаровым», 1991; «Россиянин», 1991; живописная инсталляция «Последняя демонстрация», 1992) его художественное видение абсолютно сродни «объективности» камеры, которая лишь настраивается на объект, удаляет или приближает его, не меняя его органических свойств личной интерпретацией. Позднее Семен Файбисович скажет, что ему удалось запечатлеть портрет ушедшей эпохи. Но важнее для него были художественные задачи – контраст статичной фигуры и уплывающего за окном пейзажа, «наблюдение за наблюдением» (зрительский взгляд на героя, смотрящего сквозь стекло на пейзаж), игра света и рефлексы на металлических, зеркальных или стеклянных поверхностях, передача эффекта «двойной экспозиции», создающего наложенные прозрачные живописные слои.

В 1988 году Семена Файбисовича пригласили работать и выставляться в США, где он пробыл около двух лет. По возвращении в Россию он начал новый проект. Фокус своего внимания он перенес с политической и социальной реальности на оптические эффекты остаточного зрения и специфику стереоскопического видения. Проект «Очевидность» первой половины 1990-х исследовал в буквальном смысле физиологический опыт «смотрения», «промежуточные слои», через которые мы, как правило, не замечая их, смотрим на мир. Запечатленные художником стадии смотрения передают «игру объекта с субъектом», а зафиксированная реальность изменяет своим привычным смыслам без авторского вмешательства. Полотна из серии «Негативы», в которых отображен опыт жизни Файбисовича в США в фотографических негативах, соотносятся с остаточным изображением на сетчатке глаза. Другой живописный проект – «Вместе со Спилбергом (опыт деконструкции)» (1995), демонстрирует метаморфозы зрительного восприятия эпизода из фильма «Список Шиндлера». Драматичный монохромный кадр, в котором дети прячутся от нацистов в выгребной яме, частично залитой солнцем, продолжается в пяти картинах, отображающих изменение цветовых и пластически-пространственных отношений реальности и ее отражения в закрытых глазах.

В 1995 году художник перестал заниматься живописью, полностью погрузился в литературу и выставлял только фотографии, инсталляции и видео. Одна из работ этого периода – видеоинсталляция «Узел под соснами. Двойной сеанс» (2001), представлена в экспозиции. Она строится на сближении онтологических противоположностей – «высокого» и «низкого», искусства и пошлости, духа и материи, которые, по сути, есть одно и то же. Визуальный ряд скомбинирован из кадров документального фильма Александра Сокурова об Александре Солженицыне и рекламного ролика начала 1990-х.

После двенадцатилетнего перерыва художник вернулся к живописи. Этому новому этапу, определенному им как «Comeback», посвящен специальный раздел экспозиции. Одним из новых циклов стал «Разгуляй» (2008–2009), в котором художник объединил поиски из своих более ранних работ с новыми возможностями техники, дополненными современными психологическими и социокультурными контекстами. Запечатлевая портрет нового времени, Файбисович, как всегда, использует контрастные приемы, но в иной комбинации: например, создает маргинальные образы бомжей и инвалидов в технике журнального глянца; иронизирует над эстетикой гламура, максимально растягивая на гигантские холсты кадры, снятые на слабую камеру телефона, где они служат подмалевком для живописных произведений, и называя это «созданием нового синтеза из культурного мусора». Под иным ракурсом открывается для зрителя новая вокзальная серия (2010): постоянные обитатели Казанского вокзала предстают в своей яркой незаметности, напоминая образы, которые создавали на переломе двух других эпох более 100 лет назад художники-передвижники. Ассоциация с передвижниками невольно напрашивается даже в самой позитивной серии «Мой двор» (2012–2013), изображающей маленького человека в повседневном мире. Но и в подобных работах главным смыслом по-прежнему оказывается наблюдение за светом и его художественными эффектами, как и в живописной инсталляции «Однажды на закате» (2011).

Ретроспектива в Третьяковской галерее – важнейший этап большой выставочной истории Семена Файбисовича, которого хорошо знают зрители и коллекционеры не только России, но и США, а также Германии, Великобритании, Венгрии и других стран Европы, где его произведения можно встретить в музейных и частных собраниях.

В рамках работы выставки будут проведены публичные дискуссии, встречи с художником, которые позволят глубже познакомиться с творчеством Семена Файбисовича.

Выставка проходит в Новой Третьяковке. Москва, Крымский Вал, 10, залы 39-42

www.museum.ru/N72451
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


В рамках проекта «С Россией - 10 лет. Искусство Крыма». Выставка «Крымская весна» в Симферополе

Золотая вязь крымских узоров

Первый электронный ресурс об истории Крыма стартует в Российской национальной библиотеке

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Русский музей завершает масштабную реставрацию картин, пострадавших в Таганроге

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Василий Якупов (1964–2015). Живопись из собрания Ярославского музея и частной коллекции

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru