НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Кортики мира. Из коллекции Дмитрия Федурина

22 февраля 2019Санкт-Петербург
Военно-морской парад
Командующий Черноморским флотом вручает награды офицерам-катерникам
Форменная одежда чинов корпуса лесничих
Накануне Дня защитника Отечества в Большом выставочном зале Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась настоящая «мужская» выставка, на которой можно будет увидеть все многообразие одного из самых красивых видов холодного оружия – кортиков. Вниманию посетителей будет представлено около 300 кортиков разных стран мира (Европа, Азия, Америка) конца XVIII – XX веков. Будет показана эволюция этого вида коротко-клинкового холодного оружия, изначально предназначавшегося для использования в абордажном бою, но впоследствии ставшим исключительно частью парадной или повседневной формы одежды.

Парадным оружием для морских кадетов, унтер-офицеров и офицеров кортик становится на рубеже XVIII-XIX вв. Именно тогда появились первые уставные образцы, которые назвать образцами можно лишь условно, так как их различие в размерах, формах и украшениях было весьма велико.

К началу XIX в. относятся первые упоминания о кортиках как о части морской униформы в уставах и приказах по флотам Англии, Нидерландов, России и Швеции.

Морским кадетам английского флота уже в период 1780-1825 гг. устав предписывал носить с формой кортик. В этот период были популярны кортики как с прямыми, так и с кривыми клинками. В конце XVIII – начале XIX вв. именно Англия являлась законодательницей мод в дизайне этого вида холодного оружия.

Прямое влияние Англия оказала на изготовление кортиков многих стран мира. Так в военно-морском флоте Португалии, которая фактически до 1916 г. находилась под английским протекторатом, носили кортики английского типа с кривым клинком. Рукояти многих из них украшены перламутровыми накладками.

В шведском флоте традиция носить кортик возникла в конце XVIII в. и также имеет английские корни. Здесь были популярны кортики различных форм и размеров с прямым кликом.

В датском флоте в самом начале XIX в. были популярны кортики английского типа с сильно искривленным клинком, рукоятью из слоновой кости и латунной головкой, загнутой в сторону, противоположную изгибу клинка.

К концу XIX в. английский флот стал образцом для подражания в Китае. Это касалось и униформы, и традиции ношения холодного оружия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1913 г., после провозглашения Китая республикой, для морских офицеров был принят кортик, очень похожий на английский морской мичманский кортик обр. 1901 г. Отличался он только клинком, изготовленным промышленным способом с фальшивым хамоном и головкой рукояти в виде национального китайского котла на трех ножках и с рогатой крышкой – очень древнего символа Китая.

На английские займы и при помощи английских специалистов создавался мощный современный военный флот Японии. После революции Мэйдзи здесь появились мечи и кинжалы нового образца, скорее похожие на европейские сабли и кортики, но сохранившие важнейшие традиционные японские признаки холодного оружия – клинок с хамоном, хотя бы и фальшивым, нанесенным машинным способом, рукоять из белого пластика, имитирующего кожу ската, и способ закрепления рукояти на хвостовике клинка при помощи "мэкуги" – бамбукового колышка.

В российском флоте на рубеже XVIII-XIX вв. также были популярны кортики английского типа с кривым клинком.

Одна из немногих стран, где традиция носить кортики была позаимствована из французского флота, стала Голландия. Здесь кортик приобрел свою популярность в начале XIX в. как удобная и очень красивая часть морской офицерской формы.

Во второй половине XIX в. кортик перестает быть символом исключительно морского офицера или кадета. Так в Дании в 1870 г. свой кортик получили армейские врачи, а также офицеры ветеринарных и санитарных армейских служб). Однако большую часть XIX в. кортик все же был оружием исключительно офицерского состава либо морских кадет – людей высшего сословия, заканчивающих обучение в высших морских военных заведениях и отправляющихся в плавательную практику. Высокая стоимость изготовления кортиков обусловливает их ношение исключительно этим военным контингентом. Из-за дороговизны холодного оружия кортики носили очень долго, часто передавали по наследству. Отдавая дань семейной традиции, продолжали носить кортики старых образцов даже при принятии новых.

В конце XIX – начале XX в. появляются новые материалы и технологии – эбонит, пластмассы, никелирование, да и процесс производства сильно механизируется и удешевляется. Это создало предпосылки для принятия образцов кортиков для унтер-офицеров и технических специалистов, служащих прежде всего в новых военных специальностях и родах войск.

В 1930-1940-х гг. безусловным лидером в создании огромного количества разнообразных кортиков, кинжалов и сходных с ними по назначению эрзац-штыков и ножей стала Германия. Командование Третьего рейха (1933-1945 гг.) понимало всю значимость холодного оружия (в том числе кортиков и кинжалов) для формирования плакатного пропагандистского образа настоящего арийца.

Для каждого рода войск, некоторых элитных армейских подразделений разрабатывался свой, совершенно особенный стиль кортика, кинжала, тесака или эрзац-штыка. Интересно отметить, что дизайн и технологию изготовления этих видов оружия разрабатывали не в самих военных или политических военизированных организациях непосредственно, а занимались этим конструкторы и художники оружейных фирм, находившихся в основном в городе оружейников Золингене. Этот город уже в средние века снискал себе славу одного из крупнейших европейских центров производства холодного оружия. Клинки с клеймом бегущего волка были знамениты во всем мире.

К сожалению, в силу объективных причин к концу XX в. производство клинкового оружия, в том числе украшенного, парадного и наградного, резко сократилось во всех традиционных оружейных центрах. В Золингене в 1997 г. закрылась последняя фирма, производившая холодное оружие, остались только фабрики, изготавливающие столовые приборы, ножницы и т. п. В знаменитом испанском Толедо оружейники производят в основном охотничьи ножи, сувенирные ножи типа «фэнтэзи» для туристов и т. д. Тем удивительнее наблюдать всплеск производства высококачественного украшенного подарочного холодного оружия, в том числе кортиков, кинжалов и ножей, в старинном русском оружейном центре – Златоусте.

На новой выставке в Музее артиллерии можно увидеть кортики разных эпох и государств – Австрии, Албании, Аргентины, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Испании, Италии, Китая, Нидерландов, Норвегии, Португалии, России, США, Турции, Франции, Швейцарии, Японии и других стран. Здесь можно проследить все достижения прогресса, появление новых материалов и технологий, смену вкусов и моды поколений, изменение художественных стилей и многое, многое другое.

Выставка дополнена формой одежды различных стран мира, вместе с которой носились кортики.

Кроме того здесь будут представлены уникальные образцы морских артиллерийских систем, включая две уникальные венецианские пушки XVIII века на лафетах, которые экспонируются впервые.

Весьма интересна обширная подборка иллюстративного материала – живопись, графика, фотографии.

Выставка будет открыта до конца 2019 г.

www.museum.ru/N72372
Ваше мнение »»

»»Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Адрес:город Санкт-Петербург, Александровский парк, 7
Проезд:Ст. м. "Горьковская"
Телефоны:(812) 232-02-96 (заказ экскурсий)
сайт:artillery-museum.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, другие

важные события  x    ?  

новости от 02.12.2024  x    ?  


Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее

XLIII Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Торжество природы

Фестиваль «Рождество в Архангельском»

Выставка «Виктор Попков» в Третьяковской галерее на Кадашёвской набережной

Древняя архитектура Чеченской Республики – в новом свете

Выставка «Монеты и рыцари. Серебро и сталь» в Музее Международного нумизматического клуба

Концерт хоровой музыки "И россыпь чудная здесь Пушкинских стихов" в Доме-музее Волконских, Иркутск

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. XXXХ областной фестиваль "Декабристские вечера" в Иркутске

Выставка "Месяц большой темноты" в Государственном музее городской скульптуры

«…Посмотри в глаза чудовищ…». Мифические олицетворения ужаса в античности и их победители

Выставка "Пусть расцветают все цветы" в Музее Востока

«Зимняя сказка» - выставка новогодних арт-объектов в павильоне Дарвиновского музея на ВДНХ

Выставка "Светить всегда, светить везде" в Галерее на Трубной

Археология юмора: Зощенко и Жванецкий

Город и промысел. Встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар

Выставка "Быть Героем - жить вечно" в Вологодском музее-заповеднике

"Мальчики" и другие рождественские истории А.П. Чехова

Выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее имени Андрея Рублева

Арт–проект Владимира Вельтмана «Станция «Мир»

Выставочный проект Анны Кабировой в Московском музее современного искусства

Поэзия в красках. Персональная выставка живописи Галины Докучаевой

Выставка «Право на ошибку. Мастерская Павла Никонова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

"Цвет Зимы" - многоликая красота зимнего мира

Выставка "Люди в музее. Настоящее и будущее" в Российском этнографическом музее

Проект Бахрушинского музея «Почти портреты. Выставка шаржей «Кукрыниксов» в Туле

Выставка «Вдохновением создано» Сергея Гавина, Евгения Матько и Анастасии Агафоновой в МВК РАХ

X областная выставка-конкурс народного творчества «Ремёсла Томского края»

Калейдоскоп французской жизни. Афиша XIX - начала ХХ века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставочный проект «СО:творение миров» в Московском музее современного искусства

Путешествие Даррелла в Россию

Выставка Геймрана Баймуханова «Моменты»

Край сильных

Выставка "Площадь милосердия" в фойе Большого зала Петербургской филармонии

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru