Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств, лауреата Государственной премии Российской Федерации Анатолия Степановича Слепышева (1932 – 2016 гг.)
Экспозицию составят около 100 произведений разных лет из собрания семьи художника.
А.С. Слепышев - один из своеобразнейших русских художников 20-го и начала текущего века, подлинный мастер цвета, которого всегда переполняла радость свободного живописца, легко играющего с красками и находящего с ними таинственный контакт. Он был наделен огромным упорством, способностью, силой обращать окружающие реалии на пользу своему главному выбору. В его живописных видениях-притчах «переплавлены» и личный опыт, и познание европейской живописной культуры, приобщение к московской живописной школе первой половины XX века.
«С его полотен незримыми нитями в человека текут потоки добра, света, хорошего настроения, красоты. Это тот самый несконструированный оптимизм, подобный мироощущению Моцарта, он органичен и щедр… Его картины одновременно и масштабны и лиричны, динамичны и задумчивы, а главное - в них вложены нежность художника, его восторг перед жизнью, его глубокое чувство Родины»,- писал о художнике кинорежиссер Э.А. Рязанов.
А.С. Слепышев родился в селе Лопатино Пензенской области, учился в Нижне-Тагильском художественнно-промышленном училище. В 1964 году окончил московский художественный институт им. В.И. Сурикова ( мастерские Л. Шиповского и А. Дейнеки). С 1967 года - член московского отделения Союза художников СССР.
На рубеже 1960-70-х гг. им было исполнено несколько росписей и декоративных композиций в общественных зданиях Москвы. Позднее художник стал заниматься станковой живописью и графикой. Он был превосходным живописцем, рисовальщиком, мастером акварели. С 1990 по 1996 гг. жил и работал в Париже, в этот период у него состоялось около тридцати персональных выставок во Франции. Затем обосновался в Москве. Много и серьёзно писал об искусстве и о людях искусства. В 2004 году увидел свет сборник избранных работ «Рукотворная красота».
Значительное влияние на формирование манеры письма А.С. Слепышева оказали работы мастеров старшего поколения А.В. Фонвизина и Б.П. Чернышова. Он был талантливым продолжателем этой лирико-романтической традиции отечественного искусства (круг художников «Маковца», группы «Тринадцать», позднего Древина). К началу 1970-х годов чётко проявляется свободная раскованная пластическая манера, свойственная творчеству А. Слепышева. Художник огромной работоспособности, он находился в постоянном поиске новых формальных решений. Работы А. Слепышева отличают черты импровизации. В законченной картине мастер стремился не утратить спонтанности и естественности, поэтому каждая из них сохраняет динамику эскиза, энергичный напор темперамента. Но за этой кажущейся легкостью исполнения стояла огромная предварительная работа, создание многочисленных эскизов - графических листов, акварелей, гуашей, рисунков пером, которые одновременно представляют собой законченные, вполне самостоятельные произведения. В ходе работы над темой создавались целые серии вариаций, выражающие различные нюансы настроений.
Философия искусства А. Слепышева предельно гуманистична, живописные композиции подобны поэтическим фантазиям. Любовь Слепышева к поэзии выразилась в написанном им во второй половине 80—х годов цикле картин, посвященном русским поэтам: «Н. Гумилев», «Анна Ахматова», «М. Цветаева», «А.С. Пушкин». Тяга к вневременным, общечеловеческим темам, склонность к монументальной эпичности естественно привели художника к библейским сюжетам, и он остановил свой выбор на наиболее трагических моментах евангельской истории: «Тайная вечеря», «Несение креста», «Распятие». Со временем ясно обозначились два направления в творчестве: многофигурные композиции на библейские, исторические темы и поэтические композиции с сельским пейзажем и мифологическими мотивами. Среди основных живописных серий «Восточная сказка», «Путники», «Привал», «Кочевье», «Бегство», «Исход» (1960-70, «Деревня» (нач. 1990-х), «Булонский лес», «Наполеон в России», «Российский флаг», «Церкви», «Георгий Победоносец», «Российские дороги» -1990-е и многие другие.