НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Якоб Йорданс (1593–1678). Картины и рисунки из собраний России

c 2 марта по 26 мая 2019Санкт-Петербург
Якоб Йорданс. Аллегорический семейный портрет. Фландрия. Начало 1650-х гг. Холст, масло. © Государственный Эрмитаж
Якоб Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами. Фландрия. Около 1615 г. Холст, масло. © Государственный Эрмитаж
Якоб Йорданс. Бобовый король. Фландрия. Около 1638 г. Холст, масло. © Государственный Эрмитаж
Со 2 марта 2019 года в Николаевском зале Зимнего дворца представлена выставка «Якоб Йорданс (1593—1678). Картины и рисунки из собраний России», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина при участии Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижегородского государственного художественного музея, Пермской государственной художественной галереи.

Впервые на экспозиции можно увидеть картину из Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

Выставка, показанная сначала в Эрмитаже, а затем (с 10 сентября по 24 ноября) в ГМИИ имени А.С. Пушкина, станет первой в России масштабной экспозицией одного из наиболее значительных фламандских живописцев XVII века. Всего на выставке представлены девятнадцать картин и тридцать один рисунок.

Российские музеи обладают первоклассной, хотя и численно небольшой, коллекцией живописи выдающегося фламандского мастера. В наших музеях имеются картины почти всех жанров, в которых работал живописец. Созданные в разные годы, они дают возможность составить представление о различных периодах его деятельности, начиная с момента получения художником звания свободного мастера гильдии св. Луки в Антверпене и заканчивая серединой 1660-х годов: превалируют картины, относящиеся к 1610-м, 1640-м и 1650-м годам, тогда как 1620-е и 1630-е годы представлены скромнее, а 1660-е – только работами мастерской Йорданса. Показать живописные произведения Йорданса, принадлежащие музеям России, интересно и важно еще и потому, что в течение последних лет некоторые из картин художника прошли серьезную реставрацию. Одна из таких реставраций в 2013 году привела к настоящей сенсации: в Екатеринбургском музее картина, считавшаяся репликой одного из известных произведений Йорданса, оказалась оригиналом, имеющим, к тому же, подпись мастера.

В истории фламандского искусства XVII века Йорданс занимает особое место, входя, вместе с Рубенсом и Ван Дейком, в триаду великих исторических живописцев фламандской школы. За ним закрепилась слава «самого фламандского» художника, вероятно, из-за его большой любви к национальному быту, праздникам, пословицам и поговоркам. Однако искусство Йорданса отнюдь не исчерпывается изображением сцен национального быта и праздников. Он писал портреты, картины на библейские, евангельские и аллегорические сюжеты, а также на сюжеты из античной истории и мифологии; щедро вводил в свои композиции детали натюрморта и пейзажные фоны. Наряду с огромными полотнами, художник писал картины небольшого и среднего размера – кабинетные, поскольку они предназначались для украшения «кабинетов», как называли в то время частные коллекции разнообразных редкостей и раритетов.

Признаваемый современниками едва ли не лучшим колористом фламандской школы, Йорданс был еще и прекрасным рисовальщиком. Наиболее плодовитым и популярным мастером он был и в такой отрасли художественного ремесла, как создание шпалер. Именно за работу по созданию так называемых «behangsels» – обоев, служивших дешевыми заменителями тканых шпалер, Йорданс получил в 1615 году звание свободного мастера антверпенской гильдии св. Луки. Работа Йорданса по изготовлению проектов шпалер, несомненно, способствовала усилению роли в его живописи черт декоративности. В полной мере эти качества проявились уже в его самом раннем автопортрете, на котором художник представил себя вместе со своими родителями, братьями и сестрами.

Роль главного побудительного импульса в становлении молодого живописца принадлежала Рубенсу. Йорданс не был его непосредственным учеником, но в молодые годы имел тесную связь с мастерской прославленного главы фламандской школы. Отпечаток искусства Рубенса несут на себе обе ранние картины мастера, представленные на выставке, – уже упомянутый выше «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» и «Апостолы Павел и Варнава в Листре». Мир незаурядных, больших страстей, возвышенная героика искусства Рубенса чужды Йордансу. Волнения и радости обыденной жизни, чувства обыкновенных людей – вот сфера его искусства. В ранний период творчества свои наблюдения над жизнью художник воплощает почти исключительно в рамках религиозной тематики. Но, что типично для Йорданса, в евангельских легендах он обычно выбирает такие моменты, которые позволяют ему представлять преимущественно бытовые ситуации.

В картинах на мифологические сюжеты он словно вступает в своеобразный «художественный диалог» с великим мастером. В картине «Мелеагр и Аталанта» (Екатеринбургский Государственный музей изобразительных искусств) Йорданс, в отличие от Рубенса, представляет далеко не героический момент античной легенды о Калидонской охоте. Для Йорданса характерен свой подход к трактовке образов античности: приземление возвышенного, идеального, стремление показать под видом богов или героев простых людей, что свидетельствует о влиянии на него караваджизма, хотя идеи Караваджо могли быть восприняты художником лишь из вторых рук. Важность караваджистского этапа творчества художника (с конца 1610-х до середины 1620-х годов) заключалась прежде всего в том, что он закономерно привел мастера к созданию собственно жанровых композиций – картин на темы фламандских пословиц и праздников. Особое место в творчестве Йорданса заняло изображение праздника «бобового короля». К этой теме художник обращался множество раз, начиная с конца 1630-х годов. И именно картины на данный сюжет составили основу славы мастера. Впрочем, впервые отчетливо это караваджистское начало проявилось в творчестве Йорданса задолго до изображения праздника бобового короля – в картинах на сюжет басни Эзопа «Человек и сатир». Здесь сюжет античной басни служит художнику лишь поводом показать обычную трапезу крестьянской семьи, в которой принимает участие житель лесов. Одним из лучших произведений мастера на сюжет басни Эзопа является картина, принадлежащая ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве. В этот ранний период творчества Йорданс еще не смешивает красок, стремясь сохранить их естественное, немного резкое, но чистое звучание, и не применяет лессировок, а пишет с первого мазка полной кистью и жирной краской, не скрывая своей живописной «кухни».

С середины 1630-х годов художник начинает интенсивно работать для фламандских шпалерных мастерских, главным образом, брюссельских. Представленная на выставке картина «Одиссей в пещере Полифема» (ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва), созданная около 1635 года, является живописным моделло, изначально предназначавшимся для воспроизведения ткачами в шпалере, входившей в цикл «История Одиссея». Подобные моделло, даже послужившие образцами при создании картонов для шпалер, в дальнейшем могли использоваться в качестве «кабинетных» картин. Имеются основания полагать, что композиция принадлежащей Эрмитажу картины «Бобовый король» («Король пьет!») по первоначальному замыслу художника являлась проектом для шпалеры. Данный замысел осуществлен не был, а созданная картина относится к числу бесспорных шедевров Йорданса. В ней художник предстает во всем блеске зрелого мастерства, раскрываясь, как превосходный колорист и живой, яркий, наблюдательный рассказчик. Здесь оказались слитыми воедино торжественная монументальность композиционного строя, живость обрисовки бытовой ситуации и портретная убедительность передачи индивидуального облика каждого персонажа. В качестве моделей художник любил использовать конкретные лица. Чаще всего ему позировали его близкие: жена Катарина, дочери – Елизавета и Анна Катарина, сын Якоб, тесть, Адам ван Ноорт. Себя он тоже подчас вводил в свои композиции. Так, на эрмитажном празднике бобового короля художник придал собственные черты лицу мужчины, сидящему позади «короля» и «королевы» с кувшином в высоко поднятой руке.

Лишь условно картины, подобные эрмитажному «Бобовому королю», могут быть названы жанровыми. Менее всего являются они простым воспроизведением сцен из повседневной жизни. В них всегда ощущается нечто большее: желание художника возвеличить, монументализировать образы своих героев.

Постоянная параллельная работа художника в двух областях творчества – декоративном искусстве и живописи, не могла не привести к их взаимодействию. Великолепным образцом подобного сплава мастерства живописца и декоратора является датированная 1640-м годом картина «Бегство в Египет» (ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва), где действие евангельской легенды разворачивается на фоне декоративно трактованного пейзажа. Пейзаж занимает в данной композиции заметное место, и это – единственный на выставке образец работы Йорданса-пейзажиста.

Не лишены декоративного начала и портреты, созданные в 1630-е – 1640-е годы. В них своеобразно сочетается декоративный антураж с почти документально точной передачей облика модели. Так, в эрмитажном «Портрете старика» художник без всякой лести показывает тучную фигуру изображенного, его лицо с дряблой кожей и заплывшими глазами. Но пышное архитектурное обрамление, масштаб фигуры, выдвинутой на передний план и заполнившей собой почти всю плоскость холста, ее четкий контур и крепкие формы сообщают образу несомненное величие.

1640-е–1650-е годы после смерти Рубенса Йорданс становится «первым живописцем Антверпена». В 1649-1651 годах по заказу вдовы принца Оранского, который был большим почитателем фламандской живописной школы, Йорданс работает над большими декоративно-аллегорическими композициями для украшения «Зала Оранских» во дворце Huis ten Bosch («Дом в лесу») близ Гааги С одной из них - «Триумфом Фредерика Хендрика Оранского» стилистически тесно связан эрмитажный «Аллегорический семейный портрет». Это монументально-декоративная картина демонстрирует высокое мастерство живописца, тонко чувствовавшего декоративную природу цвета.

В 1640-е–1650-е годы Йорданс, загруженный заказами, все чаще обращался за помощью к своим ассистентам и ученикам. Примерами сотрудничества Йорданса и его мастерской тех лет являются, в частности, две картины на евангельские сюжеты: «Апостолы Павел и Варнава в Листре» из Пермской Государственной художественной галереи и «Христос и самарянка у колодца» из Государственного художественного музея Нижнего Новгорода. Пермское полотно, представляет собой повторение, с некоторыми изменениями, одноименной картины Йорданса 1645 года, принадлежащей галерее Академии художеств в Вене. Что же касается картины из Нижнего Новгорода, в ее написании, возможно, принимал участие ставший живописцем сын Йорданса, Якоб Младший (1625 – после 1650).

На 1640-е – 1650-е годы приходится большая часть исполненных Йордансом заказов для шпалерных мастерских. Черты, свойственные для его шпалер, такие как: четкие силуэты фигур, подчеркнутые крупными локальными пятнами цвета, декоративно решенный фон и ясное членение пространства на планы – становятся характерными и для живописи мастера. Образцом подобного произведения может служить «Пир Клеопатры» (ГЭ). Вместе с тем, это полотно отражает одну из важнейших тенденций позднего периода творчества художника – усложнение смыслового содержания произведения, насыщение его разнообразными символическими и аллегорическими элементами. Сюжет в трактовке Йорданса приобрел явный морализирующий смысл. Эта тенденция к морализированию и дидактике, полярная исканиям всего предшествующего творчества мастера, отчетливо обнаруживается во многих поздних работах. Она была обусловлена, очевидно, тем, что в 1650-е годы Йорданс, перейдя в протестантство, стал открыто исповедовать кальвинизм, что не помешало ему выполнять заказы католических церквей и монастырей.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными словами М.Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, и М.Д. Лошак, директор ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Авторы статей каталога и кураторы выставки – Наталья Ивановна Грицай, заведующая сектором живописи XIII-XVIII веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и Алексей Олегович Ларионов, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N72260
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru