НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Афишемания. Французская реклама конца XIX - начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

c 21 февраля по 21 апреляМосква
Тулуз-Лотрек, Анри-Мари-Раймон де Джейн Авриль. 1899. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Тулуз-Лотрек Анри-Мари-Раймон де ''Диван Жапоне''. 1892-1894. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Муха, Альфонс Мария ''Дама с камелиями''. 1896. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Стейнлен, Теофиль Александр Натуральное стерилизованное молоко с берегов Венжанны. 1894. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пийар-Верней, Морис. Зубная паста доктора Пьера. 1893. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку французской рекламы конца XIX - начала XX века "Афишемания". В экспозиции будут показаны 130 афиш из собрания музея, которые познакомят с историей рождения и эволюции плаката как вида искусства. Зрители увидят работы известных художников и мастеров иллюстрированной рекламы - Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, Адольфа Вийетта и других авторов.

Как часть художественного процесса плакат несет в себе отражение различных направлений в искусстве, иллюстрируя присущие им особенности и авторский почерк каждого. Благодаря афишам из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина можно проследить историю искусства целой эпохи во Франции - Belle ?poque. Кроме того, художественная реклама XIX века - это документальное свидетельство своего времени. Откликнувшись на основные события века, афиша отразила характер различных политических партий, послужила рупором идей социалистов и анархистов, сыграла огромную роль в судьбе и карьере отдельных политиков и государственных чиновников, продемонстрировала достижения науки и техники. Она расширила пространство культурной среды, превратив улицы европейских городов в выставочные залы. Выполняя свою основную функцию - коммерческое рекламирование товаров и услуг, - афиша явилась полем для экспериментального поиска новых форм в искусстве, проводником передовых идей, оказала серьезное влияние на развитие и распространение художественных стилей - ар-нуво и ар-деко и во многом определила эстетику эпохи.

В 1889 году коллекционер графики и автор справочного издания о французских граверах XIX века Анри Беральди впервые включил в свой труд рекламную графику. Это было первое авторитетное признание иллюстрированной рекламы как вида искусства. Во вступлении Беральди писал, что "из всех видов современной графики именно афиша доставляет сегодня столько радости и переживания настоящему любителю" и что "каталогизация афиши важна так же, как и любого вида гравюры".

"Афишемания" - такой диагноз метко поставил обществу публицист и литератор Октав Юзанн, описав ее симптомы в статье о коллекционировании афиш в журнале, посвященном обзору книжных новинок. С момента появления на улицах Парижа произведений Жюля Шере, Адольфа Вийетта и братьев Шубрак в конце 1860-х - 1870-е годы к азартной охоте собирателей гравюр подключились любители афиш, составившие к концу XIX века целую армию. Этой страсти были подвержены решительно все, независимо от возраста и рода занятий: и обладатели непритязательного вкуса, и снобы. В истории искусства трудно найти подобный пример всеобщего увлечения коллекционированием, каким было собирательство литографических "икон нового времени".

Художники, поднявшие рекламу на уровень произведения искусства, спровоцировали небывалый интерес публики и обеспечили афише роль главного объекта на художественном рынке того времени. Афишемания повлекла череду преступлений. В 1890-е годы во французской прессе подробно освещались судебные процессы о скупке и укрывательстве тиражей плакатов для искусственного завышения цен, разоблачались сговоры торговцев и коллекционеров с расклейщиками рекламных фирм, обсуждались ночные хищения в издательствах, спекуляция и, наконец, банальное воровство афиш со стен. Заказчик рекламы "Мексиканского шоколада", оплативший весь выпуск, публично обвинял издательство в махинациях с тиражом, упрекал в недостаточном размещении афиш Эжена Грассе на улицах и наличии большого их количества у торговцев эстампами.

Признание иллюстрированной рекламы как искусства благородного и достойного залов Парижского салона подтверждалось успехом выставочных проектов. В 1889 году на Всемирной выставке, где демонстрировались мировые достижения науки, техники и культуры, искусство Франции наряду с живописью было представлено литографированной афишей. Экспозиция была открыта с мая по ноябрь и воспринималась посетителями как показ исторического развития и эволюции нового жанра в искусстве. Образцы прикладной графики здесь прозвучали как произведения искусства, отмеченные разнообразием авторских почерков и художественной оригинальностью.

В России коллекционирование плакатов в ХIX столетии не получило широкого распространения. Увлеченно художественную рекламу собирали два московских коллекционера - известный знаток гравюры Павел Эттингер и представитель российского предпринимательства Фёдор Фёдоров. Благодаря им сегодня ГМИИ им. А.С. Пушкина обладает одной из самых больших коллекций французской литографированной афиши в России. В нее входят работы художников второй половины XIX и начала XX века, чье творчество прославило жанр коммерческой рекламы. Это пионеры литографированных объявлений с иллюстрациями для витрин книжных магазинов Поль Гаварни и Леон Шубрак, создатель жанра художественной афиши Жюль Шере, представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы Адольф Вийетт и Гюстав Жоссо. Работы этих мастеров будут представлены на выставке в семи разделах, отражающих различные темы и аспекты искусства плаката: "Стены, заборы, витрины", "Живопись улиц", "Кабаре, театр, выставки", "Музы коммерции", "Велосипеды, аэропланы, шины", "Вино, табак, консервы", "Стиль эпохи: ар-нуво".

Куратор: Ирина Никифорова, ведущий специалист отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

Даты проведения: 21 февраля - 21 апреля 2019

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (Москва, Волхонка, 14)

www.museum.ru/N72114
Ваше мнение »»

»»Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков
Адрес:город Москва, Волхонка, 14
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая"
Телефоны:(495) 697-15-46, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 22.03.2019  x    ?  


Пушкинский музей и Эрмитаж анонсировали выставки Щукина и Морозова

Выставка Федора Конюхова в Михайловском (Инженерном) замке

Семен Файбисович. Ретроспектива

Выставка «Бумажные деньги России. К 250-летию выпуска первых ассигнаций»

Программа Музея-заповедника «Царицыно» в год 290-летия со дня рождения Екатерины II

Выставка «Забытый город забытой страны» в Азовском музее-заповеднике

Третьяковская галерея / Музыкальные вечера в зале Врубеля

Камерная выставка «Крымские виды в творчестве А.И. Куинджи» в Русском музее

Выставка фотохудожников города Саранска «Фотомания»

Оружейные истории: Запад и Восток

Выставка «Создатель легендарной винтовки. К 170-летию со дня рождения С.И. Мосина»

Чёрно-белая симфония. Персональная выставка В.И. Бирлюкова

Серия тематических занятий «Удивительный мир птиц» в Азовском музее

Персональная выставка Александра Шилова в Новосибирском государственном художественном музее

Сибирский динозавр в Музее природы, Новосибирск

Фестиваль #ЛюдиКакЛюди в Дарвиновском музее

«Полотняный фольклор» - выставка рушников и полотенец в галерее «Оренбургский пуховый платок»

Вечерние экскурсии в Государственном историческом музее. Март

Выставка произведений Игоря Александровича Козлова в выставочных залах Российской академии художеств

День Леонида Аронзона. 80-летие поэта. Презентация книг "Графика" и "Письма Риты"

Роберто Матта и четвертое измерение

«Итальянские каникулы» в Новосибирском краеведческом музее

Тропой лотоса

К Году театра - все о драме на выставке в Российской национальной библиотеке

Выставка Виктора Ни в Оренбургском музее изобразительных искусств

Весенние каникулы в Царском Селе

В Новосибирске открылась выставка «Театральная коллекция», посвященная Году театра в России

Программа мероприятий Исторического музея к пятилетию воссоединения Крыма с Россией

Выставочный проект Ярослава Беркута «Рейс туда и обратно»

Церемония передачи палеонтологической коллекции Зоологическому институту РАН

Головой о стену. Живопись и графика Б.А. Голополосова 1920–1930-х годов

Вероника Тауссиг. Красный, черный и желтый


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru