НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития

23 январяМосква
Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

НИИ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

ОТДЕЛ ДРЕВНЕРУССКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА

Cеминар "Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития"

23 января (среда) 2019 г. 15:00-16:00

Докладчики

Маслов Константин Ильич

Смирнов Юрий Вячеславович (Российский Новый Университет. Институт информационных систем и компьютерных технологий)

Семинар состоится в 8-ой аудитории НИИ Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 21 (м. Кропоткинская или Парк культуры), телефон для справок 8- 985- 980- 85-48.

Вход свободный, без предварительной регистрации

Подробнее

Неразрушающие методы являются неотъемлемым элементом технологического исследования произведений искусства. Первые опыты изучения живописи в свете люминесценции, возбужденной ультрафиолетовым излучением и отраженном инфракрасном свете восходят к концу 1920-х – началу 1930-х годов - к работам фотоаналитической лаборатории Института археологической технологии в Ленинграде и физико-технологической лаборатории ЦГРМ (Центральных Государственных реставрационных мастерских) в Москве. Позже, после Великой Отечественной войны, вероятно, в 1950-е годы, нашел применение также метод исследования живописи в отраженном ультрафиолетовом свете, а в 1970-е – в свете инфракрасной люминесценции.

До 1960-го года в качестве детектора инфракрасного и ультрафиолетового излучений использовалась исключительно фотопленка, что было, однако, крайне неудобно, так как исследователям приходилось работать вслепую. В 1960-е годы этот технологический недостаток был преодолен посредством использования электронно-оптических преобразователей, ЭОП. Позже, в 1970-х годах, для исследования живописи в отраженном инфракрасном свете был разработан метод инфракрасной рефлектографии, основанный на применении замкнутых телевизионных систем.

С 1960-х годов неразрушающие методы используются для технологического исследования не только станковой, но и настенной живописи. Первым подобным исследованием стало исследование В.В. Филатова в 1964 году росписей Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира. С 1966 года, в течении двух десятилетий, исследования фресок грузинских храмов с использованием различных неразрушающих методов, включая метод электроноэмиссионной рентгенографии, проводил сотрудник Института истории искусства Грузинской ССР И.Н. Гильгендорф. В 1970-х-1980-х годах большая работа по исследованию стенописей храмов Новгорода Великого была выполнена зав. Лабораторией физико-химических исследований ВЦНИЛКР Ю.И. Гренбергом. Им же были написаны разделы, посвященные неразрушающим методам, в изданных в 1976 и 1987 годах учебных пособиях для студентов художественных учебных заведений.

Зимой 1971-1972 года в Венеции, в церкви Григория Великого, для выявления участков, на которых наблюдалось отставание красочного слоя от штукатурной основы, был использован лазер, источник когерентного излучения. Эта работа открыла новый этап в развитии неразрушающих методов, характеризующихся существенно большими исследовательскими возможностями, чем методы 1960-1970-х годов. Сегодня разрабатываются технологии, основанные на использовании лазерной техники, цифровых технологий и методов спектрального анализа, которые позволят, как уверены исследователи, определять природу материалов и внутреннюю структуру настенных росписей, особенности их разрушений, а также осуществлять мониторинг их состояния. Среди наиболее перспективных современных технологий следует назвать технологии лазерного 3D сканирования, построения гиперспектральных флуоресцентных изображений исследуемых росписей и зондирования электромагнитными волнами терагерцевого диапазона; последняя технология может быть с успехом применена не только для изучения настенной живописи, но и станковой. Следует, вместе с тем, заметить, что, хотя эффективность этих технологий в результате ряда работ вполне убедительно доказана, остается пока неясным в какой степени они смогут заменить исследования, требующие отбора проб.

www.museum.ru/N71890
Ваше мнение »»

»»НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, д. 21
Телефоны:(495) 637-4291
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: конференции, для профессионалов

важные события  x    ?  

новости от 16.10.2019  x    ?  


Три столетия русской воинской славы

Екатерина II. Личное пространство. В Царском Селе будут воссозданы личные комнаты императрицы

Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском

Шедевры мастеров Парижской школы на выставке в Челябинске

”Новая классика”. Из опыта художественной практики современного декоративного искусства

Презентация интерактивной карты "Место ссылки - Сургут" в Сургутском краеведческом музеее

Выставка «Мир Калашникова. К 100-летию выдающегося конструктора-оружейника»

В рамках программы «Классики российской фотографии». Борис Игнатович

Выставка «В глянце белого фарфора» в Краеведческом музее Копейска

Круглый стол "Современное искусство обращается к классике: конформизм или апроприация?"

Международная научная конференция «Классическая традиция в развитии: от античности до современности»

Выставка «Техника в масштабе» в Тульском государственном музее оружия

Научно-практическая конференция «Образовательные программы в сфере дизайна»

К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Выставка «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Выставка Игоря Курчинского в галерее "Голубая Гостиная"

Ко дню памяти жертв политических репрессий. Программа Музея Анны Ахматовой

Средневековый город. Киноверсия. Выставка кинореквизита в Галерее "Стерх" (г. Сургут)

Торжественное собрание «Единство и доблесть. Дикая дивизия в истории и искусстве»

Эмма Герштейн. Вблизи поэтов. Мемуары. Презентация книги в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Изба. Инструкция по применению» в Кутузовской избе

Клуб «Яблочный пирог» открывает новый сезон в Доме крестьянина Ёлкина

«Нет ничего дороже жизни…»

Выставка "БлагоДарение" в Сургутском краеведческом музее

Как победить эпоху. Испанский республиканский плакат времён Гражданской войны

Выставка «За труды и Отечество» в Калининградском историко-художественном музее

Константин Маковский. Реалист и мифотворец

Выставка живописи Ильи Вавилова "Цветы под дождём"

Школа наследия открывает новый семестр встречей с Андреем Кнышевым

История кадетского образования в России XVIII-XIX вв.

«Вот чрезвычайно странный писатель…»: Достоевский и Эдгар По


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru