НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Даосы на пути к бессмертию» в Музее истории религии

c 30 ноября 2018 по 10 февраля 2019Санкт-Петербург
Дин Шао-вэй. Китай. XIX в. Институт Восточных рукописей
Впервые в российской музейной практике открылась выставка, посвящённая одной из древнейших религиозных систем Китая – даосизму. На выставке основные идеи даосизма представлены сквозь призму образов даосских сяней – «святых» или «бессмертных».

Как одна из древнейших философских систем Китая даосизм возник около V века до н.э. Ядро философского даосизма составляют сочинения Лао-цзы (трад. VI – V вв. до н.э.) и Чжуан-цзы (IV в. до н.э.). В основе трактата «Дао дэ цзин» («Канон Пути и благодати»), приписываемого Лао-цзы, лежит понятие пути «Дао». Дао – одна из важнейших категорий китайской философии, известная и в других философских учениях древнего Китая (в частности, в конфуцианстве). Для Лао-цзы Дао – это абсолютный космологический закон, то, чему следуют все вещи и все явления, и что объединяет их в одно. Уже у Лао-цзы и Чжуан-цзы в скрытой форме содержатся указания на то, что если следовать пути Дао, то можно существенно продлить жизнь, или даже достигнуть бессмертия.

Около II в. н.э., во многом под влиянием пришедшего в Китай буддизма, начинается развитие религиозной составляющей даосизма. Религиозный даосизм становится «точкой сборки» для различных китайских духовных практик и включает в себя как почитание различных духов и божеств, так и экзорцизм (изгнание злых духов), гадания, медитацию и другие телесные практики, одной из основных целей которых является продление жизни и достижение бессмертия.

Особенную важность в этом контексте приобретает термин сянь, обычно переводимый словами «бессмертный», «небожитель» или «святой». Представления о сянях впервые появляются около IV в. до н.э. Изначально они воспринимались как особый тип существ, живших на островах в Восточном море и владевших снадобьем бессмертия. Со временем (примерно с I в. до н.э.) термином сянь начинают обозначаться и достигшие бессмертия люди, и постепенно это новое значение вытесняет изначальное. К числу сяней относили как божественных персонажей и легендарных личностей, так и реальных людей. Так, например, сянями являются повелитель дождя Чисун-цзы, хозяйка Запада Сиванму, известный китайский художник У Дао-цзы (680—740 гг.) и т.д.

Бессмертия, как считалось, можно было достичь различными путями: в результате приёма специальных снадобий, путём особых физических упражнений, благодаря помощи божеств или наставлениям других бессмертных, в качестве награды за добродетельность и праведный образ жизни и т.д. Помимо собственно бессмертия, сяни наделялись различными сверхъестественными способностями, такими как умение передвигаться по воздуху, обходиться без еды или питаться необычной пищей, изменять собственный облик и облик других существ и предметов, покидать собственное тело и вселяться в других существ, предвидеть будущее, изгонять злых духов и т.д.

В основе выставки – впервые экспонируемая жемчужина коллекции Института восточных рукописей РАН - богато иллюстрированная рукопись «Жития даосских святых» (Ле сянь чжуань). Она была создана для императорской библиотеки дома Цин (1644–1911) и насчитывает более 200 житий, каждое из которых написано на отдельном листе и сопровождается портретом его героя. На экспозиции будет представлено двадцать листов, посвящённых как легендарным мудрецам древности, так и реальным историческим личностям.

Также на выставке представлены китайские народные лубочные картины (няньхуа), защитные амулеты и другие предметы даосского культа из коллекции Государственного музея истории религии.

Экспозиция позволит посетителям открыть для себя множество граней даосизма: это учение предстаёт как философия и как религия, как окно в мир чудес и превращений и как путь достижения бессмертия, как одно из оснований традиционной китайской медицины и алхимии и как идеологическая основа для гадательных и экзорцистских практик, как источник вдохновения для поэтов и художников и как система образов, оказавшая влияние на всю китайскую культуру.

Выставка приурочена к 200-летию Азиатского Музея, который был создан 11 (23) ноября 1818 г. по предложению Президента Академии наук графа Сергея Уварова (1786–1855 гг.) как «особое отделение для медалей, рукописей и книг восточных» при Кунсткамере и со временем превратился в один из крупнейших центров мирового востоковедения.

В 1930 г. на основе Азиатского Музея был создан Институт востоковедения АН СССР (ИВАН). В 1950 г. Институт был переведён в Москву, а на базе оставшихся в Ленинграде собрания рукописей и библиотеки был сформирован Сектор восточных рукописей Института востоковедения, который в 2007 г. был преобразован в самостоятельное научное учреждение – Институт восточных рукописей РАН (ИВР РАН). В стенах Азиатского Музея, а затем и института, работали крупнейшие советские и российские учёные-востоковеды.

www.museum.ru/N71582
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:www.gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 17.02.2019  x    ?  


Выставка «Суриков. Взятие снежного городка» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

«Реальное и нереальное» Роджера Баллена

Красота: плюс-минус

Новое прошлое Тамары Стофферс

K 135-летию со дня рождения Е.Н. Павловского. Выставка «Путешествие во имя жизни»

Выставка красноярского художника Виктора Сачивко в Музейном центре «Площадь Мира»

Осень русского Средневековья

«Если Бог за нас, то кто против нас!»: князь Дмитрий Донской – жизнь и деяния

Открытие выставки "Мы с честью исполнили свой долг"

Выставка Александры Фатеевой "Крымский пейзаж"

Концерт-викторина "О героях былых времен" в Угличском музее

Интерактивная мастерская "Герои николаевского времени" в Русском музее

А.А. Мыльников (1919-2012). 100 лет со дня рождения

В Московском Планетарии открылась выставка к 85-летию Юрия Гагарина

Выставка «Гран-тур. Русская версия». Фотография Италии второй половины XIX века

Карл Гампельн. Глухой художник

Абстракционизм в Италии. Умберто Мариани

Афишемания. Французская реклама конца XIX - начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Флора» Франческо Мельци. К завершению реставрации

Квантологосы

Плоскость. Пространство. Геометрия

Россия - Эстония: перекрестки культур

Ретроспективная выставка «Люди» к 80-летию Юрия Роста

Масштабная выставка "Илья Репин" в Новой Третьяковке

Выставка «Хлеб – всему голова» в Угличском музее

Цифровые сны в Петрозаводске

Декоративное убранство крестьянских домов села Коломенского XIX–первой половины XX века

Жерар Юфера. Один день в музее

Игорь Верещагин. Необъективная реальность

По ту сторону реальности. Эрик Йоханссон


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru