ГМИИ им. А.С. Пушкина к окончанию 2018 года представляет выставку керамической скульптуры Древнего Китая "Стражи времени". Выставка включает редкие предметы - фигурки животных-символов китайского календаря, относящиеся к периоду с II в. до н. э. до XVII в. н. э.
Название выставки связано с традиционным китайским календарным циклом, который популярен во всем мире. Он делится на пять двенадцатилетних периодов. У каждого года есть животное-символ: Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Свинья. Сутки также разделяются на двенадцать промежутков - "стражей", которые находятся под покровительством этих же животных-символов.
Традиционные ритуальные керамические скульптуры собак, свиней, кабанов и композиции из 12 животных-символов китайского календаря относятся ко времени правления в Китае династий Хань, Тан и Мин. Подобные ритуальные скульптуры редко выставляются в России, поэтому, безусловно, вызовут интерес и расширят представления российского зрителя об искусстве Дальнего Востока.
По Восточному лунно-солнечному традиционному календарю, принятому в Китае и некоторых других странах, 2018 год - это год Собаки. В Поднебесной 16 февраля год Земляной Желтой Собаки сменил год Огненной Красной Курицы, а ему на смену 5 февраля 2019 года придет год Земляной Желтой Свиньи. Именно поэтому на выставке экспонируются в основном скульптуры собак и несколько фигур кабанов и свиней.
Археологические открытия в Китае дают нам богатый художественный материал, иллюстрирующий традиционную жизнь и быт китайцев с древнейших времен. Вера в существование жизни после смерти, культ предков, породили представление о том, что человека в ином мире должны сопровождать предметы, окружавшие его при жизни.
Уже в 3-2 тысячелетиях до н. э. постепенно формируются условные ритуалы и основополагающий для китайской традиции культ почитания предков. Китайцы считали, что души людей - бессмертны. Потомки, остающиеся на земле, должны прославлять предков своими деяниями. --- С древности в захоронения помещали большое количество сакральных предметов, многие из которых сохранились до наших дней: в основном, это изделия из долговечных материалов - бронзы и нефрита, которые считались священными, а также из керамики.
К середине 1 тысячелетия до н. э. китайцы перестали приносить в жертву предкам людей и животных. Их стали заменять на созданные из керамики, дерева и других материалов предметы, получившие название минци - "яркие вещи", "модели". Ремесленники изготавливали модели людей, животных, бытовых вещей, обмундирования и т.д. Самым ярким примером реализации этих представлений является захоронение императора Шихуана (правил в 221-210 до н.э.) династии Цинь (221-207 до н.э.). Постройка этого комплекса, воссоздание и устройство в нем модели мироздания - неба со светилами, земли с садами, деревьями и реками из ртути, дворцов с охранными механизмами и многими другими деталями - описана в "Исторических записках" Сыма Цяня (ок.146-86 до н.э.) - знаменитого историографа династии Западная Хань (206 до н.э.-9 н.э.). Сыма Цянь упоминал в частности о том, что Цинь Шихуан был похоронен с войском. Это казалось вымыслом, гиперболой. Однако, после открытия в 1974 году частей комплекса, в которых уже сейчас раскопано несколько тысяч керамических фигур солдат в человеческий рост, лошадей; а также двух повозок со скульптурами возничих и четверок лошадей из бронзы; и множества других изделий, - то есть после обнаружения "вечной армии" нет сомнений, что описание Сыма Цянь соответствует действительности. Больше никогда в китайской истории подобное воссоздание не имело такого размаха, но традиция сохранялась в упрощенном виде. Скульптуры людей, фигурки животных, модели построек, утварь продолжали делать из металла, лака, дерева и глины, в зависимости от достатка заказчика, но они стали значительно меньше.
Необходимость создания в большом количестве скульптур для алтарей и ритуальных целей привела к развитию ремесел. Многие новые техники применялись именно при изготовлении минци: использование цветных глин, форм, оттисков; специальная обработка поверхностей керамических изделий, применение разных температур обжига, использование однотонной и цветных низкотемпературных глазурей.
Среди ритуальных статуэток особое место занимают фигурки с изображением животных: лошадей, собак, свиней, птиц и других существ, а также животных-символов календарного двенадцатилетнего цикла. Например, скульптуры собак были обнаружены уже в захоронениях неолитического времени. Их помещали рядом с владельцами, обычно в ногах, иногда рядом или под телом хозяина. Судя по найденным артефактам, такие фигурки-символы высоко ценили.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: "Российский зритель традиционно с большим вниманием относится к искусству стран Дальнего Востока и особенно к богатой своими традициями многовековой культуре Китая. Без сомнения, много нового и интересного можно почерпнуть на камерной, но глубокой по смыслу и изящной по форме выставке. Работы подкупают мастерским владением техникой формовки и лепки, цветной росписи и полихромной глазури, и в то же время они отражают живой интерес китайских художников к окружающему миру, их наблюдательность и способность подмечать детали, завораживающие современного зрителя своей остротой и выразительностью. Демонстрируемые произведения, а их около сорока, принадлежат нескольким московским коллекционерам, которые во многом инициировали проведение данной выставки".
Кураторы выставки: Мария Меньшикова, старший научный сотрудник, хранитель коллекции китайского прикладного искусства отдела Востока Государственного Эрмитажа; Кира Вязовикина, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина.
УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ: Государственный музей искусства народов Востока, частные собрания Кирилла Данелия, Михаила Алдушенко, Кати Аршавской, Алексея Голубовича, Александры Ивановой, Натальи Лебедевой