В Музее зарубежного искусства, филиале Ярославского художественного музея, продолжает работу выставка фарфоровых фигур попугаев со всего мира.
Ярославский художественный музей год назад поставил перед собой задачу собрать коллекцию попугаев, чтобы на выставке показать географию фарфорового производства мира и его качество. Хронология произведений охватывает период с XVIII по конец XX века, представлены более 50 попугаев из 10 стран. Среди них – прежде всего Германия, родина европейского фарфора. Экспонаты из Китая показывают попугаев, изготовленных для местного рынка и на экспорт. Изысканы по цвету попугаи из Дании со сложной подглазурной росписью. Представлен венгерский, чешский и российский фарфор.
В XVII–XVIII веках живые попугаи были роскошью и показателем статуса или ремесла. Эти птицы жили и во дворцах аристократов, и на пиратских кораблях. Лишь к XIX веку попугаев научились разводить в неволе, и они стали чаще встречаться в домах европейцев.
Необычная и дорогая птица с ярким оперением привлекала внимание художников. К началу XVIII века образ попугая прочно утвердился в искусстве: в портретной и религиозной живописи и в жанре натюрморта.
Первая фарфоровая мануфактура Европы, Мейсенская, вскоре после открытия приступила к выпуску статуэток попугаев. Был создан тип фарфоровой фигуры попугая на пеньке, на протяжении столетий повторявшийся и на этой фабрике, и на других мануфактурах Европы. К началу XX века на всех фарфоровых фабриках выпускали попугаев. Они были показателями качества производства: чистота отделки и сложность модели, тонкость и гармония росписи, многоцветность, – все это свидетельствовало о технических возможностях фабрики и художественном уровне ее мастеров.
Выставка позволяет погрузиться в историю фарфорового производства мира, больше узнать о попугаях и проследить, как их образ отражался в искусстве Европы.