НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа на выставке в Белгороде

c 24 ноября 2018 по 25 февраля 2019Белгородская область
Цветы. Юстус ван Хейсум (I). 1659 - 1716. Голландская школа
Букет цветов в вазе. Симон Сен-Жан. 1818-1860. Французская школа. Холст, масло
Закуска (Фарфоровая чаша с апельсинами и лимоном). Юриан ван Стрек. 1632–1687. Голландская школа. Холст, масло
Натюрморт с ковром, фруктами и павлином. Абрахам де Люст. Голландская школа. Холст, масло
Завтрак с устрицами. Александр Адриансен. Дерево (дуб), масло. 1587-1661. Фламандская школа
С 24 ноября 2018 года в Белгородском государственном художественном музее в рамках Дней Эрмитажа-2018 в Белгороде открывается выставка «РАДОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ ЧУВСТВ. Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа».

В составе экспозиции, посвященной одному из самых интересных жанров живописи, – натюрморту ? более сорока произведений ведущих художественных школ Западной Европы XVI-XIX веков: Фландрии, Голландии, Италии, Германии и Франции.

Выставка дает возможность составить яркое представление о своеобразии жанра, его главных особенностях, позволяет продемонстрировать многообразие тем и мотивов, характеризующих старый европейский натюрморт, и показать устойчивость его типов в европейском искусстве.

Основу экспозиции составляют работы голландских и фламандских живописцев, являющихся зачинателями натюрморта как самостоятельной ветви станковой живописи.

Изображения объектов «живой» и «неживой природы» ? цветов, плодов, дичи, рыбы, домашней утвари – это образцы «классического» старого европейского натюрморта, основные типы которого оформились в XVII столетии. В это время молодой жанр европейского искусства достиг вершины популярности и переживал свой «золотой век». Термин «nature morte» (буквально – «мертвая природа») вошел в употребление лишь в середине XVIII столетия во Франции. В XVII веке картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов и так далее именовали описательно – по главному мотиву композиции. В 1650 году в голландском языке появилось и собирательное понятие «stilleven». Первоначально под ним подразумевали только «неподвижную натуру» или «неподвижную модель», поскольку в XVII столетии слово «leven» имело два значения: «жизнь» и «модель», но со временем второе значение слова «leven» забылось, и «stilleven» стали понимать как «тихую жизнь». В наибольшей степени термину «stilleven» отвечают разнообразные настольные натюрморты: «завтраки», «закуски», «десерты», представляющие собой варианты созданного голландскими живописцами XVII века типа картины, в которой накрытый стол со скромной или изысканной едой становится главным объектом изображения. Композиции этих произведений ограничены небольшим количеством предметов и носят камерный характер.

Ранними образцами таких настольных натюрмортов являются изображения монохромного сервированного стола, главная черта которого – композиционное и колористическое единство. Натюрморт «Завтрак с устрицами» антверпенского живописца Александра Адриансена (1587-1661) – одно из ранних подобных изображений. Элегантные композиции двух видных голландских художников эпохи «золотого века» – «Закуска» Виллема ван Алста (1625/26-ок.1683) и «Десерт» Баренда ван дер Мера (1659-между1692и1702), показанные на выставке, помогают составить представление об особенностях камерного настольного натюрморта на завершающем этапе его развития.

Мастера «золотого века» натюрморта любили изображать изделия из серебра, китайского фарфора, изящно украшенные бокалы, стеклянные сосуды для вина и экзотические фрукты. Подобные композиции получили название «роскошный натюрморт», демонстрирующий богатство, великолепие, изобилие. Среди них картина «Омар, устрицы и фрукты на столе» кисти фламандского живописца Иориса ван Сона (1623-1667).

Другим распространенным в XVII столетии видом натюрморта является «Vanitas» (лат. «суета сует») – аллегорическая композиция, главным элементом которой являлся человеческий череп – напоминание о быстротечности жизни, бренности материальных благ. Представленный на выставке «Череп в нише» немецкого живописца Бартоломеуса Брейна Старшего (1493-1555) позволяет показать истоки самой темы «vanitas» в европейском искусстве.

Мысли о конечности земного существования входят и в образную структуру других видов натюрморта, например, «ночного» натюрморта, образцом которого является картина Кристиана Янса ван Стрипа (1633\34-1673) «Цветы, бабочки и ящерица».

XVI-XVII века – время бурного развития ботаники и появления во многих европейских странах ботанических садов. Интерес к достижениям науки и к новым для европейцев сортам цветов явился одним из побудительных стимулов к возникновению жанра цветочного натюрморта. На заре его становления на рубеже XVI-XVII веков картины с изображением цветов могли служить своеобразной заменой реальным объектам, позволяя владельцам подобных картин, наслаждаться видом прекрасных растений даже зимой. Впрочем, со временем и в цветочный натюрморт проникла идея «vanitas», подсказанная скоротечностью существования самого цветка. А в гирляндах, обрамлявших разнообразные евангельские сцены, представлявшие Христа, Мадонну или святых, цветы были наделены религиозным смыслом, как на картине Яна Брейгеля Младшего(1601-1678) «Святое семейство в обрамлении, украшенном цветами». Подобные произведения обычно предназначались для украшения католических храмов.

В натюрмортах итальянских мастеров XVII века на первый план выступают декоративные качества, эти работы, как правило, лишены какого-либо повествовательного аллегорического начала. Демонстрация щедрости итальянской природы, изобилия даров благодатного южного лета – вот их содержание. Растительный натюрморт был главенствующим типом натюрморта в итальянской живописи этого периода. Вещи редко становились объектом внимания итальянских художников. Исключение составляли только музыкальные инструменты и восточные ковры. На изображении восточных ковров специализировался работавший в Риме Франческо Мальтезе (ок.1611-1654), представленный произведением «Натюрморт с дыней».

Декоративность являлась основной чертой композиций из рыб и морской фауны - главной специальности в семье неаполитанских художников Рекко, явившихся основателями данной разновидности натюрморта в итальянской живописи, которая представлена на выставке также великолепной работой венецианского живописца Джованни Франческо Чиппера (1664-1736) «Сцена в кухне».

По своему характеру и назначению декоративными, в первую очередь, были и композиции с охотничьими трофеями, представлявшие самую позднюю по времени возникновения разновидность натюрморта в живописи Западной Европы XVII века. Картинам, созданным во второй половине XVII столетия и получившим распространение в ряде европейских художественных школ, демонстрирующим битую дичь, свойственна символичность и обращение к теме «vanitas» («Натюрморт с битым зайцем» Петера Снейерса (1681-1752), «Битая дичь в пейзаже» Аллесандро Гори, «Битые птицы» Филиппа Фердинанда де Хамильтона (16401750)).

В XVIII веке декоративные тенденции одерживают верх, и, например, в содержании двух охотничьих картин французского живописца Франсуа Депорта (1661-1743) – «Натюрморт с битым зайцем и фруктами» и «Собака и дичь» – нет уже ничего символического. Начиная со второй половины XVIII века, бытовые черты активно проникают в натюрморт («Натюрморт с тарелкой и куском сырого мяса» и «Натюрморт с оплетенной бутылью» Карло Маджини (1720-1806)), который, постепенно утрачивая иносказательное начало, присущее многим его разновидностям в пору «золотого века», все больше сближается с бытовым жанром, как, например, в картине «Старик за едой» немецкого живописца Бальтазара Деннера (1685-1749).

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства (ОЗЕИИ) Государственного Эрмитажа, заведующий Сергей Олегович Андросов.

Кураторы выставки Наталья Ивановна Грицай, кандидат искусствоведения, заведующая сектором живописи XIII-XVIII веков ОЗЕИИ Государственного Эрмитажа; Любовь Станиславовна Герасимова, младший научный сотрудник ОЗЕИИ.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Западноевропейский натюрморт XVI—XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа».

Автор вступительной статьи к каталогу «Радость для всех чувств» Н.И. Грицай. Авторы аннотаций сотрудники Государственного Эрмитажа: И.С. Артемьева, А.А. Бабин, Т.Б. Бушмина, М.П. Гарлова, Н.И. Грицай, Е.В. Дерябина, И.А. Соколова.

www.museum.ru/N71518
Ваше мнение »»

»»Белгородский государственный художественный музей
Адрес:Белгородская область, г. Белгород, ул. Победы, 77
Проезд:См. здесь
Телефоны:(4722) 58-96-67
сайт:belghm.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru