В рамках выставки «Романтики. Искатели. Герои», посвящённой молодёжи XX века и затрагивающей юбилейную дату в истории российских молодежных организаций — 100-летие Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ), в Музее Москвы пройдет цикл кинопоказов, раскрывающих разноплановый образ комсомольца в советском и российском кинематографе.
Юноши и девушки, подражающие античным героям, борцы за создание нового мира или погрязшие в предрассудках мещане, беспринципные карьеристы и даже преступники — экранные комсомольцы заметно отличались друг от друга и далеко не всегда представляли идеал для подражания. Вошедшие в цикл картины 1920-1940-х гг. открывают проблемные стороны в истории молодежного движения, позволяют взглянуть на него под разными углами зрения.
Кинопоказы пройдут в пространстве выставки «Романтики. Искатели. Герои» (Музей Москвы, Корпус 1, 3 этаж) и в Центре документального кино. Вход на показы свободной по предварительной регистрации.
ПРОГРАММА
27 сентября, 19:00
«Строгий юноша», 1935, реж. Абрам Роом
Знаменитый «Строгий юноша» Абрама Роома, один из шедевров кинематографа 30-х, долгие годы пролежавший на полке, представляет попытку изобразить идеал комсомола будущего. «Волшебный комсомолец» – таков один из рабочих вариантов названия фильма – Гриша Фокин борется за то, чтобы его сверстники воспитывали в себе лучшие моральные качества. И все это на фоне оживших античных образов. Картину представят Ирина Гращенкова, один из крупнейших специалистов по творчеству Роома, и куратор Александра Селиванова.
4 октября, 19:00
«Закон жизни», 1940, реж. Борис Иванов и Александр Столпер. Показ фрагментов фильма и дискуссия
В «Законе жизни» Бориса Иванова и Александра Столпера главным героем оказывается двуличный секретарь обкома комсомола Евгений Огнерубов. Демагог и карьерист, он ссылается на классиков марксизма, но ведет двойную жизнь, соблазняет девушек и клевещет на неугодных ему людей. Фильм вызвал недовольство Сталина и также долгие годы пролежал на полке.
В обсуждении фильма примут участие: Максим Семенов, кинокритик, исследователь кино, Евгений Марголит, кандидат искусствоведения, историк кино, Ирина Щербакова, филолог, руководитель образовательных программ «Международного мемориала», Анатолий Голубовский, искусствовед, социолог.
Вход свободный по предварительной регистрации. Показ пройдёт на выставке «Романтики. Искатели. Герои».
11 октября, 19:00
«Парижский сапожник», 1928, реж. Фридрих Эрмлер. Показ фильма и дискуссия
«Парижский сапожник» Фридриха Эрмлера позволяет посмотреть на действительно мрачные стороны в истории комсомола. В основу сюжета легли обстоятельства знаменитого «чубаровского дела» — массового изнасилования, потрясшего Ленинград в 1926 году. Стремясь снять проблемный фильм про советскую молодёжь, Эрмлер попытался показать причины подобных преступлений. После просмотра фильма пройдет дискуссия с участием культуролога Юлии Лидерман (модератор), кинокритика Максима Семёнова, профессора и заведующего отделением культурологии Высшей школы экономики Виталия Куренного и поэтессы и художницы Даши Серенко. Показ пройдёт на выставке «Романтики. Искатели. Герои».
16 октября, 19:00
«Частная жизнь Петра Виноградова», 1934, реж. Александр Мачерет
Петр, главный герой «Частной жизни Петра Виноградова» режиссера Александра Мачерета, представляет более сложный характер. С одной стороны, он стремится каждый день совершать по героическому поступку. С другой, далекий от идеала Петр умудряется встречаться с двумя девушками одновременно. Всё это приводит к череде смешных недоразумений. Картину представит кинокритик Денис Рузаев. Показ пройдёт на выставке «Романтики. Искатели. Герои».
24 октября, 19:00
«После «Лета», 2018, реж. Кирилл Серебренников
В качестве своеобразного послесловия к циклу будет показан документальный фильм «После «Лета» Кирилла Серебренникова. В этой картине наши современники, близко знавшие Виктора Цоя, Майка Науменко и других героев рок-клуба, рассказывают про скудный быт, внешние ограничения и внутреннюю свободу молодежи 80-х годов. Фильм представит актёр Александр Кузнецов.Показ пройдёт в Центре документального кино.