Чужие страны, обычаи, традиции, верования других народов всегда вызывают живой интерес. Чем дальше располагается страна, чем отличнее от привычных норм жизненный уклад ее народа, тем больше небылиц, тем крепче стереотипы в представлениях о ней. Таинственная Московия издавна вызывала любопытство Западной Европы, тема России стала популярной уже в XV - XVII вв. Выставка позволит взглянуть на некоторые особенности российской жизни глазами иностранца в исторической ретроспективе.
Попадавшие в Россию иностранцы - участники посольств, купцы, ремесленники, авантюристы оставляли записки, мемуары, письма, в которых фиксировали исторические события, различные стороны политического и бытового укладов Московии. Особый интерес на Западе вызывали описания, содержащие географические сведения, сопровождавшиеся картами, гравюрами с видами русских городов, изображениями “диких московитов”. В XVII – XIX вв. неоднократно переиздавались «Записки о московитских делах», «Колумба Московии» Сигизмунда Герберштейна, «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию» Адама Олеария и т.д.
Реформы Петра I, усиление значения России на политической карте Европы, расширение международных контактов увеличили поток чужестранцев в страну. Среди широкого круга специалистов, приезжавших в Россию, были также, художники и граверы. Создававшиеся ими, а затем их русскими учениками топографические виды Москвы, Петербурга, их окрестностей, изображения битв, портреты царствующих особ попадали в Европу, правда, в очень ограниченном количестве. Россия по-прежнему оставалась далекой и загадочной страной. В 1750 – 1770-х гг., следуя желаниям покупателей, западные издатели, в Англии, Франции, Германии включали в альбомы с видами городов мира и виды Петербурга – копии русских гравюр или фантастические, не имевшие ничего общего с действительностью изображения.
Во второй половине XVIII столетия, с постепенным развитием в Западной Европе такого явления, как свободные путешествия, не связанные с коммерческими, научными или политическими целями, в России появляются “туристы”, путешествующие для собственного удовольствия. Посещавшие Россию в конце XVIII – первой трети XIX вв. иностранные художники делали многочисленные зарисовки сцен быта, облика русских крестьян и ремесленников, зачастую экзотичных для европейского глаза. По возвращении на родину они на основе своих набросков выполняли серии гравюр. Эти сборники, создававшиеся с расчетом в первую очередь на западноевропейского потребителя, нередко сопровождались этнографическими комментариями. Альбомы пользовались огромной популярностью, гравюры копировались художниками, никогда не бывавшими в России. В начале XIX в. после наполеоновских войн и событий Отечественной войны 1812-1814 гг., русская тема получила дополнительный импульс развития. Наравне с альбомами “русских типов” растет количество серий “живописных путешествий”, в которых западноевропейские художники запечатлевали не только виды обеих столиц, но и виды других городов Российской империи.
На выставке будут представлены графические произведения западноевропейских мастеров из коллекции Государственного музея истории религии. Это работы художников, живших и трудившихся в России, (т.н. «россика»), произведения художников посетивших Россию на краткое время, а также графические листы мастеров, никогда не бывавших в далекой Московии: портреты, аллегорические композиции, листы из коронационных альбомов, виды городов России, гравюры, посвященные отдельным событиям русской истории, листы серий, изображающих обычаи и типы русского народа конца XVII – сер. XIX вв. Большинство произведений экспонируется впервые.