Выставка представляет творческое наследие Александра Львовича Гайлиса (1951-1994) – живописные работы разных лет из коллекции семьи художника. А.Л. Гайлис родился в Мариуполе, окончил Одесское Государственное художественное училище им. М.Б. Грекова, однако вторую половину жизни провел в городе Волхов, переехав сюда с семьей в 1978 г. К сожалению, жизнь художника безвременно прервалась в 43 года.
Художник-исследователь, художник-философ, А.Л. Гайлис неустанно, подвижнически искал свой путь в искусстве. В его работах – печать неповторимой личности, глубина и острота восприятия действительности, которая предстает то в природном, то в социальном, то в глубоко внутреннем, экзистенциальном измерении.
Представленные на выставке работы разнообразны в жанровом отношении. Значительное место в творчестве А.Л. Гайлиса занимает пейзаж, в т.ч. городской. Художник исследует рукотворную среду обитания, будь то городские кварталы, заводские цеха или заброшенные древние монастырские постройки, прежде всего как стихию форм, цвета. Но, пожалуй, еще более важным оказывается чутко считываемое им настроение места, нечто неуловимое, то, что можно назвать духовной атмосферой. Именно это содержание, предельно сконцентрировав его внутри себя, художник с помощью красок и композиции стремится воплотить в своих работах. Цвет – область, в которой А.Л. Гайлис достиг наибольшей выразительности. Цвет в его работах завораживает, иногда погружает в состояние умиротворения и созерцательности, иногда будоражит, но неизменно оказывает сильное воздействие. Самостоятельное значение цвет приобретает в абстрактных композициях. Много в творчестве художника и работ, где сюжет, явленный лишь намеком, уже почти полностью растворен в метафизической беспредметной форме. Взаимопроникновение внутреннего и внешнего опыта, формы и содержания порождает стирание четких границ жанров.
К чему бы ни обращался А.Л. Гайлис – портрету, натюрморту, жанровым композициям – везде ощущается напряженное вглядывание в суть, стремление выявить и передать глубинное содержание лиц и вещей, их, зачастую, парадоксальные связи. Эмоциональный накал в его работах граничит с отстраненностью и аналитичностью, предельная бытовая конкретность сгущается до уровня метафоры.