НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России

c 11 августа по 11 ноябряСанкт-Петербург
Кресла, стулья и диван. Красное дерево, шелк (современный); резьба. Россия, Санкт-Петербург. 1840-е
Кресла-«маркизы». Дерево, ткань (современная); резьба, окраска. Россия. 1890-1900-е
Софа. Дерево, штоф (современный, французский); резьба, золочение, обивка-капитоне. Россия. 1850-1860-е
Кресло-кровать. Красное дерево, металл, лионский штоф (оригинальный); резьба, токарная работа. Россия, Санкт-Петербург. 1820-1840-е
Бюро-цилиндр. Красное дерево, металл, стекло, сукно; вальцовка. Россия. 1830-1860-е
С 11 августа 2018 года в Государственном Эрмитаже представлена выставка «“Мебель для всех причуд тела”. Эпоха историзма в России», посвященная развитию мебельного искусства в 1820-е – 1890-е годы, кода в России вслед за Европой на смену единственному всеобъемлющему стилю, каким был классицизм, приходит увлечение искусством разных стран и народов прошлого – эпоха историзма.

В России она охватила период правления сразу трех императоров: Николая I, Александра II и Александра III. Среди них самое большое влияние на формирование романтического восприятия истории оказал, несомненно, Николай I.

Ориентация исключительно на античность, более шестидесяти лет питавшую творческую палитру художников, стала казаться сухой и скучной. Новые увлечения буквально захлестнули культурную жизнь России, в искусстве появилось множество стилей, которым современники давали условные названия: «неогрек», «ренессанс», «рококо», «готический», «мавританский» «неопомпеянский» и т.д.

Увлечение прошлым, нашедшее в жизни высшего общества яркое воплощение в «исторических» маскарадах, быть может более всего отразилось в изделиях декоративно-прикладного искусства. И здесь мебель, как главный элемент «вещного» пространства, окружающего человека, играла ведущую роль. По словам одного из героев романа «Братья Карамазовы», было «много диванов и кушеток, диванчиков, больших и маленьких столиков; были картины на стенах, вазы и лампы на столах, было много цветов…».

Вкусы эпохи историзма склонялись к разнообразию форм и декоративных мотивов. Это коснулось и материалов, выбранных для отделки мебели: кроме привычных красного дерева и тополя «натурального вида», здесь использовались «черное папельное дерево» (мореный тополь), амарант, орех, лимонное дерево, «агаровое дерево» (волнистый серый клен), местами дополненные серебрением и золочением. Постигая особенности наследия прошлого, и одновременно пытаясь превзойти их, мастера изобретали новые технологии и материалы.

Разнообразие созданных в эпоху историзма конструкций и декоративных приемов не поддается простому описанию. Названия некоторых предметов обстановки давно вышли из употребления или обозначают сейчас совсем другие вещи. А между тем, читая любимых писателей того времени, мы подчас не догадываемся, что упоминая, например, «бержерку» или «гамсовы кресла», автор сразу определял уровень жизни своих героев, их вкус и достаток.

Многое из повседневной жизни людей XIX века сейчас словно скрыто завесой забвения. Приподнять ее, рассказать, а главное, показать, в какой обстановке развивались драматические события произведений Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева – одна из главных задач выставки. Ее название «Мебель для всех причуд тела» - это цитата из повести «Маскарад» писателя Н.Ф. Павлова (1839), весьма известного в свое время. Эпитеты «прихотливый», «причудливый», «изящный» - модные словечки, которые особенно часто встречались в эпоху историзма, относясь к самым разным понятиям, но неизменно особенного, утонченного толка.

Исключительное особое значение имеют образцы, сохранившиеся от подлинной обстановки интерьеров Зимнего дворца, – немые свидетели жизни царской семьи на протяжении нескольких десятилетий.

Предметы мебели из покоев Зимнего дворца, многие из которых запечатлены на видовых акварелях, - тот лейтмотив, который «звучит» в каждом разделе экспозиции, посвященном конкретному стильному направлению 1820-1890-х годов. Судя по акварельным изображениям, в Зимнем дворце, помимо традиционных диванов, кресел и стульев, большим спросом пользовались различные секретеры, бюро, письменные столы, а особенно – конторки, вид мебели для работы стоя. Они находились не только в кабинетах императора, но и практически во всех учебных комнатах, библиотеках и даже спальнях. Убранство главной императорской резиденции, задуманное ведущими архитекторами, воспринималось современниками как модный ориентир, воплощение последних тенденций в области художественного и декораторского мастерства. Мебель по рисункам и эскизам талантливых архитекторов и дизайнеров, трудившихся над убранством дворцовых интерьеров, сохранявшимся в мастерских ведущих столичных фирм – братьев Гамбс, В.И. Бабкова, К. Гута, А. Эмзена, А.И. Тура и других, с небольшими вариантами включалась в их в ассортиментный ряд, радуя заказчиков образцами из обстановки дворцовых залов «Государя Императора». Иметь обстановку, близкую к императорской, было всегда престижно, однако точного копирования старались не допускать.

300 экспонатов выставки, большая часть которых показана впервые, – рисунки с эскизами мебели; гравированные изображения мебели из салонов петербургских магазинов и мебельно-обойных мастерских; акварели с видами дворцовых интерьеров и предметы декоративно-прикладного искусства – отражают наиболее характерные явления своего времени как с художественной, так и с бытовой точки зрения.

Куратор выставки – Наталья Юрьевна Гусева, заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог «“Мебель для всех причуд тела”. Эпоха историзма в России» (СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. – 320 с. : ил.), который предваряет вступительное слово директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского. Автор текста каталога – Н.Ю. Гусева.

www.museum.ru/N70594
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.09.2018  x    ?  


Тимур Петрович Новиков. К 60-летию со дня рождения художника

Выставка "Андрей Валерьевич Крисанов (1966–2018)"

Стекло, которым любовались. Шедевры XVI–XX веков в собрании Государственного Эрмитажа

Выставка на Арбате, посвященная 125-летию со дня рождения Алексея Лосева

Карл Маркс навсегда. Выставка в Русском музее

Лекция из цикла «Россия. 1918. Поступь революции» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка памяти Н.Ф. Зыкова в Музейном центре "Гамаюн"

Санкт-Петербург в фотографиях 1850–1910-х гг. из собрания Русского музея

Искусный властитель: император Александр I

Выставка художественного текстиля в Музейном центре "Гамаюн"

Презентация книги Анатолия Бергера «Избранное» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Планшетная выставка "Гений сцены", посвященная творчеству Михаила Барышникова

Презентация книги стихов Мариуса Торреса в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Малый формат большой истории

Выставка «Философия корейской культуры в пространстве современного искусства»

Шедевры из Эрмитажа – от Моне до Малевича - на выставке в Сиднее, Австралия

Выставка Игоря Вулоха "Вспоминая Игоря Вулоха" в галерее "Файн Арт"

«Вместе» в Городском выставочном зале Петрозаводска

Выставка «Раскрасьте мысли в цвета заката…» в Музее Серебряного века

Фестиваль науки в Дарвиновском: говорящий череп, 3D-тур в пещеру неандертальца и другие приключения

Юбилейная выставка Татьяны Евгеньевны Ивановой

Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре» оказалась в Париже впервые за 50 лет

Выставка к 100-летию С.И. Сафронова в Саратовском областном музее краеведения

Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа на выставке в Курске

Выставка «Мальцовское прейскурантное стекло» в Музее хрусталя им. Мальцовых

«Гигантомахия». Выставочный проект Владимира Анзельма

Выставка «Новые поступления. Графика, живопись, скульптура» в музейном центре «Палаты»

Зазеркалье Усова

Выставка произведений Раисы Лебедевой. Живопись

Курсистка - имя нарицательное. К 140-летнему юбилею высшего женского образования в России


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru