НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Напольные часы Жана-Пьера Латца. К завершению реставрации

c 25 мая по 2 сентября 2018Санкт-Петербург
Напольные часы Жана-Пьера Латца
Напольные часы Жана-Пьера Латца. Фрагмент
25 мая 2018 года во Дворце Меншикова состоялось открытие выставки «Напольные часы Жана-Пьера Латца. К завершению реставрации». Особенностью ее является представление корпуса и механизма часов отдельно, чтобы можно было показать то, что в собранных часах увидеть невозможно.

После завершения выставки часы, уже в собранном и работающем виде, вернулись на экспозицию.

Часовая коллекция Эрмитажа - самая богатая в России, и одна из лучших в мире; она насчитывает около трех тысяч механических часов всех типов – от карманных до башенных.

Как известно, часы - комплексный объект, одновременно памятник технической и художественной культуры. В изготовлении часовых корпусов участвовали лучшие художники и скульпторы своего времени, а в конструкции механизмов использовались последние достижения науки и техники. Интерьерные часы – напольные, настенные, каминные – всегда были статусным объектом, символом состоятельности и просвещенности владельца.

Паркетные часы-регулятор созданы во Франции в серединеXVIII столетия. Сама модель и корпус часов сложного рокайльного силуэта считается работой выдающегося мебельного мастера Жана-Пьера Латца (1691-1754). Виртуозный мастер, он специализировался на создании мебели и часовых корпусов с набором из дорогих пород дерева или в технике «буль» с инкрустацией черепахой, латунью, перламутром и обильным декором из золоченой бронзы. Эти же особенности можно отметить и в часах из собрания Эрмитажа. Корпус часов фанерован венгерским ясенем и густо покрыт рельефными бронзовыми накладками. Обрамление верхней части корпуса состоит из рокайльных завитков с цветами, в них вплетены два небольших дракона. Венчающая часы фигура – бог Солнца, лучезарный Феб, одно из воплощений Аполлона. Под циферблатом, на облаках – богиня охоты Диана, согласно античной мифологии, она являлась олицетворением Луны. По замыслу Латца, бронзовый декор часов представляет аллегорию Дня и Ночи. В коллекции Эрмитажа напольные часы оказались после революции 1917 года. Они происходят из дома Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова (1837-1916) на Английской набережной (Английская наб., 10; Галерная ул., 9).

При национализации и поступлении в Эрмитаж или ранее у часов был утрачен механизм и циферблат XVIII века. В начале 1930-х годов классификация и распределение вещей, поступавших в музей, проходила по внешним признакам. Корпус напольных часов шел в фонд мебели, а их начинка - механизм, гири, маятник ? в фонд металла. Так появлялись "сироты": корпуса без механизмов, механизмы без корпусов, разрозненные гири и маятники. Желание восстановить статус-кво часто приводило к ситуации, именуемой "марьяж" ? соединению корпуса и механизма из разнородных часов. Что и произошло в своё время с французскими напольными часами, внутри роскошного барочного корпуса которых оказался добротный, но типично английский часовой механизм начала XIX века.

Чтобы исправить ситуацию, в Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов подобрали механизм от французских напольных часов. Подпись на циферблате ? Barbier Lejeune / Paris ? свидетельствовала о том, что он является работой известного французского часовщика, получившего звание мастера в 1770 году. Интересная особенность этого механизма: маятник подвешен не сзади, а спереди, между механизмом и циферблатом. Поэтому сразу подобрался один из маятников-«сироток» с отверстием под ось часовых стрелок. Крупная и тяжёлая линза маятника соответствовала массивному и качественному механизму, а ее полированная лицевая сторона предполагала большое окно на фасаде часов. В результате, после примерки механизма, комплект часов сложился, как пазл.

Циферблат холодной белой эмали выглядел достаточно скромно. К середине XVIII века составные эмалевые циферблаты уже вышли из моды, а большие цельные были еще слишком сложны в изготовлении. Поэтому циферблат, расписанный «под эмаль», был распространённым вариантом. Деликатную реставрацию циферблата выполнили сотрудники Лаборатории научной реставрации станковой живописи.

В результате обследования корпуса часов и изучения исторических аналогов было решено изготовить подставку под корпус часов, утраченную верхнюю часть задней стенки корпуса и дубовую скамью для установки подобранного часового механизма; удалив петлю дверцы, восстановить авторскую конструкцию ее крепления, а также провести полную реставрацию каркаса, облицовки и лакового покрытия корпуса. Эта работа была выполнена в Лаборатории научной реставрации мебели.

Таким образом, в реставрации часов, как и в их изготовлении, взаимодействовали мастера различных специальностей.

Для часов в понятие авторского образа обязательно включается работа механизма, поскольку именно наличие механизма, механической жизни, выделяет часы из общей массы музейных экспонатов. То есть проявление жизнедеятельности часового механизма - движение стрелок, размеренное покачивание маятника, звон колокольчика - участвуют, наряду с внешним видом, в формировании полноценного образа часов. В музейном пространстве, ориентированном на визуальное восприятие появляется дополнительная акустическая составляющая.

Куратор выставки – Михаил Петрович Гурьев, заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N70047
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.03.2024  x    ?  


В рамках проекта «С Россией - 10 лет. Искусство Крыма». Выставка «Крымская весна» в Симферополе

Золотая вязь крымских узоров

Первый электронный ресурс об истории Крыма стартует в Российской национальной библиотеке

Александр Дейнека. Курская аномалия

Выставка «Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке Русского музея

Музей Эрарта подвел итоги первого тура Эрарта Премии - 2024

Итоговая выставка XXVII Областного фестиваля фотографии им. А.О. Карелина и М.П. Дмитриева

«…И сделаем себе имя…». К завершению реставрации картины Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня»

Персональная выставка Натальи Дробышевой «Полотно» в Ростовском музее изобразительных искусств

"Город и люди". Живопись Марии Ведясовой

Выставка "Изучать. Творить. Создавать" в усадьбе Измайлово

Удивительные мелочи. Миниатюра в декоративно-прикладном искусстве

Выставка «Анна и Теофил». Памяти родителей Святослава Рихтера

В рамках "перекрестных" Годов культуры Россия - Китай. Выставка "Шелк и бамбук" в Музее музыки

Циклы лекций об истории искусства ХХ века в Арсенале

Выставка "Архитектор Владимир Кубасов" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Русский музей завершает масштабную реставрацию картин, пострадавших в Таганроге

Выставка "На страже учения. Гневные божества в тибетском буддизме" в Музее истории религии

Владимир Сомов. Синдром феникса

Выставка скульптуры Анатолия Смоленкова в Российской академии художеств

Строгий юноша: театр и мода Константина Гончарова

Василий Якупов (1964–2015). Живопись из собрания Ярославского музея и частной коллекции

Выставка "Тайны пола" в Дарвиновском музее

От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

Выставка «С чего начинается Родина» Антона Стекольщикова в Российской академии художеств

День детской книги. Праздник «Путеводная нить» в Дарвиновском музее

Выставка Марии Кононовой «Весна»

Melancholia. Памяти Аркадия Ипполитова

Выставка «Железнодорожная модель-2024» в Музее мостов, С.-Петербург


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru