11 мая в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме состоится открытие выставки Александра Войцеховского "Мой бесконечный друг".
Художник Александр Войцеховский или просто Петрович – сначала его называли «рисующий доктор». Петрович рисовал всю сознательную жизнь – в экспедициях, в очередях, на лекциях в медицинском институте, на улице, потому что с ним всегда был блокнот и карандаш. Первую выставку Петровича организовали друзья, когда автор еще был доктором на неотложке. Потом Александр Войцеховский женился на художнице Ане Флоренской. А потом и сам стал художником, причем все его рисунки – это истории, которые Петрович может рассказать с радостью и подробно.
Войцеховский – типичный интеллигентный ленинградец-петербуржец. «Отец мой, Петр Георгиевич Войцеховский, родился в городе Ленинграде в 1935 году в семье полярника Георгия Анастасьевича и Нины Владимировны Войцеховских, – рассказывает он о родителях, – Мама родилась в 1934 году в Сталинграде, папа ее был талантливым инженером, проектировал «Катюши», мама была врачом. В 1937-м их постигла печальная участь: деда расстреляли, бабушку посадили, детей, в том числе и маму, чудом спасли родственники».
О своих корнях, о семье Александр узнавал от бабушки, листавшей вместе с ним семейные альбомы. «Мы открывали альбом, и я видел людей в полярной обстановке, в унтах, каких-то полярных капитанов. Бабушка рассказывала мне о том, как жил мой дед. Мы открывали другие альбомы, относящиеся к дореволюционной эпохе, и там я видел прекрасных барышень в удивительных нарядах – и это тоже были мои родственники». Детство Петровича прошло в Доме Полярников («жилом доме Главсевморпути») на улице Восстания.
А однажды Петрович, уже будучи довольно известным, но не таким знаменитым, как сейчас, был приглашен к гениальному Юрию Норштейну. Только на полчаса, чтобы коротко поговорить. Просидели часа четыре, и Норштейн очень высоко оценил то, что делает Войцеховский.
Графика Петровича неотделима от его же текстов, что особенно ценно в стенах литературного музея. Картинки-истории, представленные на выставке, при всей внешней легкости, результат многолетней кропотливой работы.
Петрович любит поговорить о счастье, потому что счастье – важнейшая жизненная категория и для него, да и для всех нас. Лучше всего при этом разговоре рассматривать тонкие и лиричные, мудрые и смешные рисунки Войцеховского, которые уже видели в Старом и Новом Свете, а вот теперь впервые – в Большом Выставочном зале музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. И это всемирная, но и очень петербургская, близкая история.