В стенах культурно-выставочного центра "Радуга" разместилась новая экспозиция компьютерных копий картин. На выставке "Детский портрет" представлено 47 живописных работ западноевропейских мастеров XVI-XIX вв. (итальянские, фламандские, голландские, испанские, французские, английские школы).
Начиная с XV в. и до наших дней мы не можем назвать ни одной страны, ни одной страны, ни одной эпохи, портретное искусство которой не отличалось бы ярким своеобразием.
Выставка рассказывает о развитии парадного и камерного портрета, прослеживает преобразования таких живописных архетипов как профильное изображение и в три четверти, погрудный портрет, портрет в полный рост, групповой портрет, придворный портрет. Многие картины, представленные в залах, объединяют два жанра: портрет и бытовой жанр.
Один из первых детских портретов принадлежит кисти великого Тициана. Его работа "Кларисса Строцци" многие годы была образцом для подражания. Один из элементов секрета, который превращает персонаж портрета в истинный шедевр, является изысканная комбинация цветов.
Рубенс выполнил около двухсот портретов, достаточное количество для опровержения теории, согласно которой жанр портрета находился намного ниже исторической живописи.
Ван Дейк создал формулу английского портрета, которая сохранилась в течение всего XVII в. и даже возродилась в конце XVIII в.
Голландские и фламандские школы сыграли важную роль в развитии детского портрета. Одна из основных черт голландской живописи - реалистичность изображения и скрупулезность в передаче деталей. В XVII веке образовалась тесная группа голландских и фламандских художников, специализировавшихся именно в детском портрете. Наиболее значительны работы Якоба Кейпа, Герарда ван Хонтхорста и Корнелиса де Воса. Если Хонтхорст писал исключительно для придворных кругов, то другие выполняли работы для местных заказчиков.
Детские костюмы на портретах практически не отличаются от одежд взрослых, хотя на самом деле отличия значительны. А тот факт, что маленькие мальчики носили юбки, затрудняет порой определить пол модели. И все же одежда мальчиков и девочек имеет существенные отличия, атрибуты, включенные художником в картину, также помогают определить нам пол ребенка.
Предметы, которые окружают детей принадлежат миру ребенка (игрушки, домашние животные), а также вводятся в портрет как символы. Предметы и животные также могли иметь аллегорическое значение. Например, дрессированная собачка - это и спутник ребенка и метафора, обозначающая эффективное воспитание.
Прослеживая историю развития европейского портрета, замечаем, как меняются представления об отображении действительности, следствием чего становится смена стилей, композиций и тем.
Собранные на выставке работы рассказывают о формировании живописных вкусов той или иной эпохи, об изменении представлений о красоте человека с развитием его духовной жизни.
Вход на выставку и экскурсионное обслуживание бесплатные.
Создатели и организаторы выставки Международная общественная организация "Центр духовной культуры" и Издательский дом "Агни" г. Самары.