НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Детство и отрочество Святослава Рихтера

c 20 марта по 20 мая 2018Москва
Детство и отрочество Святослава Рихтера
Накануне дня рождения великого пианиста в Мемориальной квартире Святослава Рихтера откроется камерная по масштабам, но бесценная и для большинства посетителей неожиданная по составу экспонатов выставка, посвященная самому счастливому и важнейшему периоду жизни Рихтера – его детству и отрочеству. Годы, проведенные в Житомире и Одессе до 1937, в кругу обожавших «Светика» родных и друзей, остались в воспоминаниях Маэстро сказочным «островом радости», который был недосягаем во взрослой жизни, но можно было пытаться воскресить удивительную атмосферу творческой фантазии, сохранить традиции веселых домашних спектаклей, балов и маскарадов, концертов и литературных вечеров, рождественских елок и других праздников с обязательным «сюрпризом» для гостей. В зрелые годы Рихтер признавался: «Я бы хотел кататься по земле, быть вечным ребенком… В душе я такой».

На всю жизнь он сохранил удивительно яркие и подробные воспоминания о «родовом гнезде» в Житомире, большой семье, веселых посиделках и постоянных выдумках взрослых. В саду стоял столик и скамейки, «над ними ольха с сережками. Под этим деревом собиралась вся молодежь. Я, конечно, был любимец. Вроде у меня постоянно день рождения». На выставке будут представлены редкие архивные фотографии, запечатлевшие счастливое семейство, а также рисунки Т.П. Москалёвой (тети Мэри), младшей сестры мамы (А.П. Москалёвой), 17-летней девушки, сыгравшей огромную роль в жизни Рихтера. Позднее он вспоминал о первом своем впечатлении – «столовая, буфет, обстановка, как у Чехова: открывается дверь, и входит тетя Мэри. Ей, наверное, лет шестнадцать-семнадцать, и она, конечно, сразу стала строить мне театр: глаза выпучены, она на меня идет, и в зубах у нее большое яблоко». Пианист признавался, что на всю жизнь подпал под влияние тети (дурашливость, авантюрность), но главное любовь к искусству и, в частности к рисованию. «Она все время сидела за столом с красками, занималась графикой и нарисовала книгу про меня». Это была «Лесная сказка» о «маленьком рыжеволосом принце» – Светике, который спал, ему снился необыкновенный лес, феи, эльфы, оркестры насекомых, всякая лесная нечисть, потом проснулся и... рядом мама». Теофил Рихтер сочинил «григовскую» пьесу к этой сказке (в духе рисунков). «Лесная сказка» была издана и находится в архиве музыканта. Это не единственная рукописная книжка, сделанная для маленького «Светика» тетей, сохранилась еще одна – «Наше Солнышко». Вместе с удивительно талантливыми рисунками, шаржами и карикатурами Т.П. Москалёвой 1910-х – 1920-х годов, они украсят экспозицию.

Рихтер признавался, что в Житомире совсем не интересовался музыкой, «весь интерес был к живописи». Тетя Мэри и ее брат дядя Коля, давали карандаши, «и я должен был рисовать сам». При этом мальчику не разрешалось срисовывать, следовало посмотреть, а потом рисовать по памяти. Так развивалась не только зрительная память, но и буйная фантазия, необыкновенное художественное воображение. Детские пастели Рихтера, на которых изображены удивительные животные с необыкновенными именами – «Буклу», «Ляква», Шивраз» – также будут представлены на выставке и, безусловно, вызовут огромный интерес и неподдельный восторг всех почитателей таланта Рихтера-художника.

На всю жизнь в памяти великого музыканта осталось волшебное ощущение праздника и чуда, которое неизменно его сопровождает. Несмотря на голод, нищету, опасность и лишения гражданской войны, мать пианиста А.П. Москалёва и ее младшая сестра (тетя Мэри) умудрялись создавать сказочную красоту и атмосферу домашнего уюта. Рихтер вспоминал удивительные дни рождения и Рождество, когда все «шли на улицу смотреть на звезду». А потом, вдруг, из темноты появлялся дед Мороз с фонариком (потрясение и восторг), хвалил и дарил мешочек с подарками… Тетя Мэри делала из картона поезд, дядя Коля вырезал из дерева к Рождеству железную дорогу и фигурки всех родных, раскрашивая их. Неутомимые взрослые постоянно фантазировали и играли со «Светиком», благодаря чему мальчик искренне верил «в фей, в ангелов, в эльфов», во все чудесное. Дома его ждали изумительные старинные игрушки, доставшиеся от бабушки. «Кавалеры, дамы, труба, изнутри выстланная шелком, а внизу под елкой стояла из твердой бумаги картина-барельеф – голубые облака и через прозрачную бумагу картинки Рождества Христова<…>. Около елки в белом чистом мама, тетя Мэри; они были ангелами и пели. Никакой религиозности. Хорошая традиция с душой…», вспоминал Святослав Теофилович. Через много лет Рихтер будет устраивать Рождество у себя дома, как в далеком детстве с настоящей елкой в потолок, игрушками, свечками под музыку Рождественской оратории И.С. Баха.

В начале 1920-х А.П. Москалёва сочинила пьеску для фортепиано «Светик собирает камешки», а тетя Мэри нарисовала обложку к ней. Этот подарок Святослав Рихтер бережно хранил всю жизнь, и мы представим его на выставке среди прочего. Мама навсегда осталась для пианиста эталоном женственности, вкуса, целеустремленности и невероятной энергии. Он писал о ней: «одесситка, из большого города, какой-то шик, прищуривала глаза, носила лорнет. Очень много красивых волос, очень худая <…>. Наша квартира была, по-видимому, какая-то отдельная по своему характеру, венская, уютная, изысканная, декаданс, но приятный – и это в Одессе 20-х годов – разруха, погромы». Рихтер описывал приподнятую и немного бесшабашную обстановку, в которой было много музыки, любви и опасностей.

На выставке можно будет увидеть фотографии из семейного архива, сделанные в Одессе. В зале висит старинный гобелен – память о докторе Г.С. Леви, спасшем маленького Светика от менингита в холодной и голодной Одессе 1920-х.

Попав из Житомира в Одессу, Рихтер открыл для себя впервые архитектуру, как искусство. Он помнил все улицы, строение города, в дальнейшем Одесса «напоминала Париж! Grand Palais, какая-то городская пышность, не провинция, жизнь кипела, иностранцы». Он вспоминал «Молочную» на Дерибасовской: «Вся в кафеле <…>, запах, витрины кондитерских, с подсветкой, шоколадные башни, с лампочками внутри. Я стоял и смотрел». Дома устраивались вечеринки, мама и тетя Мэри импровизировали танцы, папа играл на фортепиано перед открытым балконом, а потом начались походы на Ланжерон. Рихтер ходил через всю Одессу босиком по расплавленному асфальту. «Ноги были очень грязные, но мне это было ничего». Сохранились его рисунки того времени с видами набережной и публики.

В Одессе 1920-х Светик впервые увидел киноплакаты, и они его «страшно впечатлили». Рихтер признавался, что был «киносумасшедший мальчик». Фильмы и «блестящие» фотографии буквально поразили его воображение, он начал играть в домашний кинотеатр, придумывать сценарии и рисовать киноафиши. Одну из них мы покажем на выставке. Вторым потрясением стал театр, прежде всего, оперный театр, в который Светика повели родители. Позднее (в 1932) он уже работал в нем концертмейстером, блестяще читал с листа сложнейшие клавиры, а пока в 1924-м написал пьесу «Дора», сохранившуюся в архиве (ее очень любила Е.С. Булгакова), а также оперу «Бэла» по М. Лермонтову. Одним из самых ярких одесских воспоминаний стала любительская постановка «Пир Валтасара» в 1925 году. Режиссером выступила мама. «Был представлен весь сюжет. Когда открылся занавес, публика ахнула <…>. Тридцать человек нарядились в египетские ткани. Стол с белой скатертью, дубовая гирлянда, – очень красиво. Все, как настоящее, и читалась баллада Шиллера. Но поскольку она недостаточно длинная, в середине поставили священный танец. Играл папа, он сочинил музыку в ритме “Аиды”, и четыре девушки очень здорово танцевали <…>. Представление бисировали». В этом описании не трудно узнать будущие балы и маскарады на Большой Бронной.

Отец Святослава Рихтера Теофил Данилович был воспитанником Венской консерватории, играл и замечательно импровизировал в кирхе на органе, преподавал в Одесской консерватории по классу фортепиано. «В папе не было никакой солидности, он молодой. О! Очень галантный, тонкий человек, со скрытым юмором. И красивый. Все его очень любили», – так писал С. Рихтер об отце. Теофил Рихтер «был вагнерианцем, ходил на все оперы Вагнера» и привил на всю жизнь любовь к нему маленькому сыну, который «уже тогда начал ковырять клавир “Зигфрида”». Клавиры опер Вагнера до сих пор хранятся в нотной библиотеке Святослава Теофиловича.

Именно в Одессе случился первый и настоящий «удар музыкой». Вот как вспоминает об этом Маэстро: «Папа занимался, и вдруг у меня шелохнулась внутри эмоция, и мне показалось: начали распускаться на глазах цветы, мне и сейчас так кажется. Ноктюрн № 5, Fis-dur». Систематических занятий с отцом не получилось, Рихтеру было скучно играть упражнения, но мама всячески поощряла выступления Светика перед гостями. «Папа не хотел слушать, но мама настаивала на своем: пусть играет все, что ему заблагорассудится. Так я и стал сочинять».

На выставке будут представлены некоторые музыкальные рукописи Святослава Рихтера 1920-х – 1930-х годов, от первых «Птичек» до «Танго» и «Фокстротов», отражавших моду тех лет и разнообразные музыкальные влияния.

В доме Теофила Рихтера часто бывали его ученицы, с некоторыми из них у Светика сложились близкие дружеские отношения: Наталья Завалишина-Вербицкая («Шемаханская царица») – талантливая пианистка и первая «Прекрасная дама» Рихтера. «Светик и мама почти каждый день играли в четыре руки. И это было не рутинное музицирование, а каждый раз – яркое художественное событие. Особым успехом в наших семьях и у наших друзей пользовались концерты, к которым партнеры готовились особо. Они происходили либо у Рихтеров – в Лютеранском переулке, либо у нас – в доме на углу Греческой и Екатерининской», – вспоминал В. Вербицкий. Сохранились любительские фотографии музыкальных вечеров и одесской компании молодого Рихтера до его отъезда в Москву, где началась уже совсем другая жизнь.

На выставке будут представлены материалы и документы из Мемориальной квартиры Святослава Рихтера, а также из архива пианиста, хранящегося в отделе рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина

www.museum.ru/N69173
Ваше мнение »»

»»Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Адрес:город Москва, ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58 (16-ый этаж)
Проезд:Ст. м. «Пушкинская», «Тверская»
Телефоны:(495) 695-83-46, 697-72-05
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.09.2019  x    ?  


Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru