НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Борис Смелов. Двадцать работ из собрания Эрмитажа

c 18 января по 1 апреляСанкт-Петербург
Борис Смелов. Двадцать работ из собрания Эрмитажа
Борис Смелов. Двадцать работ из собрания Эрмитажа
18 января 2018 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа открывается экспозиция «Борис Смелов», на которой представлено двадцать работ Бориса Смелова из собрания Эрмитажа, переданных в дар музею коллекционером Н.Н. Гордеевым в 2015 году.

Фотограф Борис Смелов (1951–1998) еще при жизни стал легендой петербургской фотографии, живым классиком, вызывавшим самое настоящее поклонение у всех, кто хоть как-то был связан с искусством «светописи». Критики и профессиональные фотографы единогласно признают Бориса Смелова одним из лучших европейских мастеров фотографии. Созданный им образ Петербурга – это не просто качественные снимки, но, безусловно, самое выразительное высказывание, которое было сделано об этом городе в конце прошлого века, высказывание, по своему значению равное поэзии Бродского.

Творчество Бориса Смелова – ценное и яркое явление петербургской культуры 1970-х –1990-х годов, с Петербургом связанное, Петербургу посвященное и Петербургом определенное, но при этом лишенное краеведческой ограниченности. Его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии, с произведениями Картье-Брессона, Дуано и Кертеша.

Смелов – художник, стоящий на грани столетий, находящийся на уровне лучших достижений интернациональной фотографии с культурной традицией Петербурга, города интернационального по своей сути. Фотография – это открытие позапрошлого века – изменила и определила мировосприятие современного человека чуть не в большей степени, чем любое другое открытие. Фотография способна выстроить последовательную цепь мгновений, определяющих нервную пульсацию жизни города.

Каждая фоторабота – это не простой документ, а воплощение того, что лежит на дне нашего сознания, и что является только во снах и фантазиях, ибо воспоминание – одна из форм фантазии. Случайные мгновения сплетаются в важное послание, в цельный текст о городе, о его неповторимой выразительности, быть может, более цельной и значимой, чем его неизменные недвижные монументы. В остроте переживаний подобных моментов, чудом вырванных из потока времени, заключается неповторимый почерк искусства Бориса Смелова, – то, что он сам называл «интуитивной фотографией». Интуиция, однако, всегда сопровождается у него безошибочным и точным расчетом интеллекта.

Борис Смелов – активный участник ленинградской «второй культуры»: сообщества художников, занимавшихся неподцензурным, неофициальным творчеством. Ключевая тема фотографий Смелова – городской пейзаж. Он один из главных создателей черно-белого, фотографического образа города. Его личная ленинградская топография включает маршруты ординарного советского фотолюбителя и карту городского художественного андеграунда. Ребенком Смелов занимался в кружке при Дворце пионеров имени А. А. Жданова, затем пришел в старейший фото-клуб страны при Выборгском Доме культуры. В 1960–1970-е годы такие любительские фото-клубы стали важной площадкой для обмена опытом и бесед о творчестве. Но строгая цензура, пристрастно изучавшая каждую выставку, и конформизм клубного руководства вынуждали молодое поколение уходить и формировать свои, более тесные группы. Борис Смелов начал посещать мастерскую при Доме культуры Пищевой промышленности: днем здесь работала детская фото-студия, а по вечерам печатали и обсуждали свои снимки профессионалы. Друзья вводят молодого фотографа в круг поэтов и художников, которые собираются в кафе «Сайгон» на углу Невского и Владимирского проспектов; по приглашению поэта Константина Кузьминского он участвует в знаменитой квартирной выставке «Под парашютом» (1974), снимает галерею портретов героев петербургского андеграунда. Параллельно Смелов трудится как фотограф: сначала в Комбинате декоративно-оформительского искусства, затем – в издательстве «Художник РСФСР».

В 1976 году в Выборгском Доме культуры открывается персональная выставка Бориса Смелова. Но она не просуществовала и суток: по распоряжению цензоров из областного комитета КПСС все работы сняли. Недовольство цензоров могла вызвать темная и минорная тональность снимков, которая противоречила парадным, открыточным видам города. Этот инцидент закрыл для Смелова возможность выставлять работы официально вплоть до Перестройки. Но в конце 1980-х годов его творчество обратило на себя внимание коллекционеров и музеев по всему миру. Его фотографии демонстрировались в США, Германии, Великобритании, Финляндии.

В 1990-х годах Борис Смелов и тесный круг его учеников и единомышленников создали группу «Пунктум». Название заимствовано из знаменитой книги по теории фотографии, «Camera Lucida» французского культуролога Ролана Барта: «пунктум» отсылает к способности фотографии, изображающей случайную деталь, пробуждать в зрителе глубокое чувство. Творчество Смелова, сочетающее гармонию случайного и вечного, эмоционального и культурного, – лучшая иллюстрация этой особенности фотографии.

Борис Смелов трагически погиб на Васильевском острове 18 января 1998 года, похоронен на Смоленском кладбище, которое нередко было сюжетом его снимков.

Имя Смелова прекрасно известно фотографам, коллекционерам, критикам и историкам фотографии. Любой более или менее заметный петербургский фотограф сегодня не избежал его влияния. В 2009 году в Государственном Эрмитаже с большим успехом прошла выставка «Борис Смелов. Ретроспектива», сопровождаемая научным иллюстрированным каталогом. Экспозиция, развернутая в Главном штабе, приурочена к двадцатой годовщине со дня смерти фотографа, и свидетельствует о признании этого выдающегося мастера, талант которого оценен по достоинству.

Экспозиция «Борис Смелов» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта “Эрмитаж 20/21”, призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков.

www.museum.ru/N68708
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 22.09.2018  x    ?  


Стекло, которым любовались. Шедевры XVI–XX веков в собрании Государственного Эрмитажа

Выставка на Арбате, посвященная 125-летию со дня рождения Алексея Лосева

Лекция из цикла «Россия. 1918. Поступь революции» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Искусный властитель: император Александр I

Презентация книги Анатолия Бергера «Избранное» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Планшетная выставка "Гений сцены", посвященная творчеству Михаила Барышникова

Презентация книги стихов Мариуса Торреса в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Малый формат большой истории

Выставка «Философия корейской культуры в пространстве современного искусства»

Шедевры из Эрмитажа – от Моне до Малевича - на выставке в Сиднее, Австралия

Выставка Игоря Вулоха "Вспоминая Игоря Вулоха" в галерее "Файн Арт"

«Вместе» в Городском выставочном зале Петрозаводска

Выставка «Раскрасьте мысли в цвета заката…» в Музее Серебряного века

Презентация нового перевода на датский язык романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

Фестиваль науки в Дарвиновском: говорящий череп, 3D-тур в пещеру неандертальца и другие приключения

Юбилейная выставка Татьяны Евгеньевны Ивановой

Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре» оказалась в Париже впервые за 50 лет

Выставка к 100-летию С.И. Сафронова в Саратовском областном музее краеведения

Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа на выставке в Курске

Выставка «Мальцовское прейскурантное стекло» в Музее хрусталя им. Мальцовых

«Гигантомахия». Выставочный проект Владимира Анзельма

Выставка «Новые поступления. Графика, живопись, скульптура» в музейном центре «Палаты»

Зазеркалье Усова

Государственная галерея на Солянке начинает цикл лекций о видеоарте

Презентация книги «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания»

Выставка "Городклин#13" в Театральном музее им. А.А. Бахрушина

Выставка произведений Раисы Лебедевой. Живопись

Презентация книги «Тайны сценического языка испанского классического театра» Видаса Силюнаса

Выставка "Михаил Мамонтов. Забытый художник"

Курсистка - имя нарицательное. К 140-летнему юбилею высшего женского образования в России


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru