НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Борис Смелов. Двадцать работ из собрания Эрмитажа

c 18 января по 1 апреляСанкт-Петербург
Борис Смелов. Двадцать работ из собрания Эрмитажа
Борис Смелов. Двадцать работ из собрания Эрмитажа
18 января 2018 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа открывается экспозиция «Борис Смелов», на которой представлено двадцать работ Бориса Смелова из собрания Эрмитажа, переданных в дар музею коллекционером Н.Н. Гордеевым в 2015 году.

Фотограф Борис Смелов (1951–1998) еще при жизни стал легендой петербургской фотографии, живым классиком, вызывавшим самое настоящее поклонение у всех, кто хоть как-то был связан с искусством «светописи». Критики и профессиональные фотографы единогласно признают Бориса Смелова одним из лучших европейских мастеров фотографии. Созданный им образ Петербурга – это не просто качественные снимки, но, безусловно, самое выразительное высказывание, которое было сделано об этом городе в конце прошлого века, высказывание, по своему значению равное поэзии Бродского.

Творчество Бориса Смелова – ценное и яркое явление петербургской культуры 1970-х –1990-х годов, с Петербургом связанное, Петербургу посвященное и Петербургом определенное, но при этом лишенное краеведческой ограниченности. Его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии, с произведениями Картье-Брессона, Дуано и Кертеша.

Смелов – художник, стоящий на грани столетий, находящийся на уровне лучших достижений интернациональной фотографии с культурной традицией Петербурга, города интернационального по своей сути. Фотография – это открытие позапрошлого века – изменила и определила мировосприятие современного человека чуть не в большей степени, чем любое другое открытие. Фотография способна выстроить последовательную цепь мгновений, определяющих нервную пульсацию жизни города.

Каждая фоторабота – это не простой документ, а воплощение того, что лежит на дне нашего сознания, и что является только во снах и фантазиях, ибо воспоминание – одна из форм фантазии. Случайные мгновения сплетаются в важное послание, в цельный текст о городе, о его неповторимой выразительности, быть может, более цельной и значимой, чем его неизменные недвижные монументы. В остроте переживаний подобных моментов, чудом вырванных из потока времени, заключается неповторимый почерк искусства Бориса Смелова, – то, что он сам называл «интуитивной фотографией». Интуиция, однако, всегда сопровождается у него безошибочным и точным расчетом интеллекта.

Борис Смелов – активный участник ленинградской «второй культуры»: сообщества художников, занимавшихся неподцензурным, неофициальным творчеством. Ключевая тема фотографий Смелова – городской пейзаж. Он один из главных создателей черно-белого, фотографического образа города. Его личная ленинградская топография включает маршруты ординарного советского фотолюбителя и карту городского художественного андеграунда. Ребенком Смелов занимался в кружке при Дворце пионеров имени А. А. Жданова, затем пришел в старейший фото-клуб страны при Выборгском Доме культуры. В 1960–1970-е годы такие любительские фото-клубы стали важной площадкой для обмена опытом и бесед о творчестве. Но строгая цензура, пристрастно изучавшая каждую выставку, и конформизм клубного руководства вынуждали молодое поколение уходить и формировать свои, более тесные группы. Борис Смелов начал посещать мастерскую при Доме культуры Пищевой промышленности: днем здесь работала детская фото-студия, а по вечерам печатали и обсуждали свои снимки профессионалы. Друзья вводят молодого фотографа в круг поэтов и художников, которые собираются в кафе «Сайгон» на углу Невского и Владимирского проспектов; по приглашению поэта Константина Кузьминского он участвует в знаменитой квартирной выставке «Под парашютом» (1974), снимает галерею портретов героев петербургского андеграунда. Параллельно Смелов трудится как фотограф: сначала в Комбинате декоративно-оформительского искусства, затем – в издательстве «Художник РСФСР».

В 1976 году в Выборгском Доме культуры открывается персональная выставка Бориса Смелова. Но она не просуществовала и суток: по распоряжению цензоров из областного комитета КПСС все работы сняли. Недовольство цензоров могла вызвать темная и минорная тональность снимков, которая противоречила парадным, открыточным видам города. Этот инцидент закрыл для Смелова возможность выставлять работы официально вплоть до Перестройки. Но в конце 1980-х годов его творчество обратило на себя внимание коллекционеров и музеев по всему миру. Его фотографии демонстрировались в США, Германии, Великобритании, Финляндии.

В 1990-х годах Борис Смелов и тесный круг его учеников и единомышленников создали группу «Пунктум». Название заимствовано из знаменитой книги по теории фотографии, «Camera Lucida» французского культуролога Ролана Барта: «пунктум» отсылает к способности фотографии, изображающей случайную деталь, пробуждать в зрителе глубокое чувство. Творчество Смелова, сочетающее гармонию случайного и вечного, эмоционального и культурного, – лучшая иллюстрация этой особенности фотографии.

Борис Смелов трагически погиб на Васильевском острове 18 января 1998 года, похоронен на Смоленском кладбище, которое нередко было сюжетом его снимков.

Имя Смелова прекрасно известно фотографам, коллекционерам, критикам и историкам фотографии. Любой более или менее заметный петербургский фотограф сегодня не избежал его влияния. В 2009 году в Государственном Эрмитаже с большим успехом прошла выставка «Борис Смелов. Ретроспектива», сопровождаемая научным иллюстрированным каталогом. Экспозиция, развернутая в Главном штабе, приурочена к двадцатой годовщине со дня смерти фотографа, и свидетельствует о признании этого выдающегося мастера, талант которого оценен по достоинству.

Экспозиция «Борис Смелов» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта “Эрмитаж 20/21”, призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков.

www.museum.ru/N68708
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
сайт:www.hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  
новости от 26.05.2018  x    ?  


Открытие первого в России Музея оловянного солдатика

Успейте войти в историю Куликова поля!

Выставка «Авторская керамика первой половины XX века в Средней Азии» в Музее Востока

Доспех великого князя Александра Николаевича из собрания Эрмитажа на выставке в Царском Селе

Персональная выставка Натальи Инкиной "В кадре - библиотека"

Рукописи Н.А. Римского-Корсакова на выставке в Российской национальной библиотеке

Выставка «Настоящие индейцы. Мифы и реальность» в Саратовском областном музее краеведения

Пушкинский музей вышел в финал конкурса фестиваля «Интермузей-2018»

Мини-выставка «Пассажиры «зеленой карусели»

6-ая Московская международная биеннале молодого искусства. Проект «Спасибо, пожалуйста, извини»

Выставка «Пленэр. Исторические ландшафты России» в павильоне «Адмиралтейство», Царское Село

Курс «Фотокнига: от сюжета до формы» в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Открытие выставки Алекса Долля "Мэйларт-преписка "Лихтенштейн-Санкт-Петербург"

Музейный проект "Честь казачья вовеки святая" в рамках акции "Ночь музеев" в Кисловодском музее "Крепость"

Презентация сборника «Русские портреты XXIII – начала ХХ века. Материалы по иконографии» (7-й выпуск)

Вернисаж "Внутри есть сила" в арт-центре "Пушкинская-10"

"Учителя и ученики" в Музее Академии художеств

Выставка «Герой и реформатор» в Калининградском историко-художественном музее

Инновация как художественный прием

Выставка, посвященная 170-летию со дня рождения архитектора М.К. Геппенера

Крепкая вера. Православие в Святой земле. Фотографии Дафны Таль

Фестиваль авторской песни «Куликово поле»

Фабрицио Плесси. Душа камня

"Выставка с променадом и последствиями"

Закрытые границы. Очерки дипломатической истории 1938-1943

Персональная выставка Александра Кутового «Механическая рука» в Музее Вадима Сидура

«Мир фантазии и реальности» в музее Кондратия Белова

Концертно-театральная жизнь в программах 1890-х - 1930-х годов

Выставка старинных карт «От Московии к Империи» в музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов

«Три цвета правды»: к столетию Гражданской войны в России


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru