Выставка посвящена юбилею операции "Искра", которая завершилась успешным прорывом блокады Ленинграда. 18 января 1943 г. было разорвано вражеское кольцо вокруг города на Неве. Несмотря на то, что после этого осада продолжалась еще год, прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к Красной армии, и была исключена даже теоретическая возможность штурма города немецкими войсками.
Как известно, к началу 1943 года положение блокадного Ленинграда было крайне тяжелым. Интенсивность артобстрелов возросла шестикратно. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности войск и населения в продуктах питания.
Наиболее плотная группировка немецких войск была сконцентрирована на Шлиссельбургско-синявинском выступе. Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти вражеских дивизий. Лесисто-болотистая местность в этом районе создавала противнику выгодные условия для организации обороны. Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для советских танков и артиллерии. Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами.
Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда советскими войсками началась осенью 1942 г. Предполагалось, что Ленфронт совместно с Волховским фронтом должен приступить к подготовке наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта. Считается, что название операции, «Искра», было предложено И.В. Сталиным, который объяснил это тем, что все предыдущие попытки прорвать блокаду закончились неудачей, а теперь из этой искры должно возгореться «пламя». На подготовку операции был отведен почти месяц. Дата готовности – к 1 января 1943 года.
Во время подготовки к операции особое внимание уделялось организации взаимодействия между ударными группировками, для чего командование и штабы двух фронтов согласовывали свои планы, устанавливали линии разграничения, проводили боевую учебу и тактические занятия в условиях реальной местности.
Координацию действий двух фронтов осуществляли маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов и генерал армии Г.К. Жуков.
По решению командующего Ленинградским фронтом задача армии состояла в том, чтобы, перейти Неву по льду, сосредоточить основные усилия в направлении Марьино, Синявино, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург и соединиться с войсками Волховского фронта.
Утром 12 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали наступление. В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага.
С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся огромные потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось.
В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной армии Волховского фронта и 67-й армии Ленинградского фронта соединились в районе Рабочих поселков № 1 и № 5. К концу дня южно побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненные группы ликвидированы.
Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллерия Краснознаменного Балтийского флота.
18 января 1943 г., как только в Москву поступили сведения о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве на освобожденной узкой полосе земли железнодорожной линии, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней. Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли.
* * *
На новой выставке в Музее артиллерии можно будет увидеть фотографии из фондов музея, которые позволяют проследить основные этапы операции по освобождению Ленинграда и наиболее яркие эпизоды, связанные с прорывом блокады. Редкие кадры демонстрируют атаку под Ленинградом во время начала прорыва блокады и участников тех боев, обстрел немецких позиций эсминцем «Опытный» в январе 1943 года и лыжный отряд морской пехоты, встречу бойцов Ленинградского и Волховского фронтов и стихийный митинг, посвященный прорыву блокады Ленинграда, улицы освобожденного Шлиссельбурга и немецкий дорожный указатель, сбитый советским солдатом прикладом своего автомата, тяжелые вражеские орудия, которые обстреливали Ленинград, и немецких солдат, захваченных в плен во время операции «Искра», а также первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по дороге Поляны – Шлиссельбург в начале февраля 1943 г. и т.д.
Выставка дополнена образцами оружия, с которыми воевали защитники Ленинграда. Это подлинные реликвии тех лет. Снайперская винтовка сержанта Н. Никитина соседствует здесь с револьвером Нагана, который принадлежал командиру пулемётного расчета Герою Советского Союза М. Козомазову, также можно увидеть сигнальный пистолет, который применялся в частях Ленфронта в 1942-1943 гг. и пистолет-пулемёт, которым пользовались партизанские бригады в Ленинградской области. Отдельную группу составили образцы огнестрельного оружия, захваченные у солдат Вермахта на полях Ленинградского и Волховского фронтов.
Доминантой выставки станет 12,7-мм станковый крупнокалиберный пулемет системы Дягтерева – Шпагина, расчет которого под командованием сержанта И.В. Кубышкина, участвовал в прорыве, а затем снятии блокады Ленинграда. Изготовленный в 1942 году он начал свой боевой путь уже осенью того же года. За годы войны из этого орудия было сбито 4 немецких самолета, два из которых – лично командиром расчета.