НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века

c 20 декабря 2017 по 3 марта 2018Москва
Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века
Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века
Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века
Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века
Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века
Выставка «Страна героев и богов» в Государственном музее А.С. Пушкина охватывает самые разнообразные сферы русской жизни и культуры первой трети XIX века. Ее цель – показать, как интерес к античному миру находил отражение в предметах и явлениях быта – вещественного, нравственного и социального. Не претендуя на полноту раскрытия темы, исчерпать которую невозможно, мы посвятили экспозицию различным аспектам жизни русского общества, на которые повлияло культурное наследие Древней Греции и Рима. Это литература и искусство, политическое и философское мышление пушкинских современников, архитектура, скульптура, убранство интерьера и даже мода.

Раскопки Геркуланума и Помпей, начатые еще в XVIII веке, заложили основы новой науки – археологии. В России аналогичные раскопки древних памятников производились в Крыму. На выставке можно видеть две книги, которые внесли большой вклад в изучение культуры полуострова. Это «Досуги Крымского судьи» П.И. Сумарокова и «Путешествие по Тавриде» И.М. Муравьева-Апостола. Оба автора были людьми просвещенными, прекрасно знакомыми с греческими и римскими источниками. Обоим пребывание в Крыму давало возможность созерцать следы античной культуры, прикоснуться к «золотому веку», уйти от далекой им по духу современной действительности.

В акварелях, гравюрах и литографиях представлены памятники архитектуры, свидетельствующие о восприятии российскими зодчими культурного опыта древней Греции и Рима. Это Адмиралтейство А.Д. Захарова, Казанский собор А.Н. Воронихина, здание Биржи на Васильевском острове Тома де Томона, Камеронова галерея в Царском Селе и многие другие. Среди изображений памятников архитектуры XVIII – XIX веков, ориентированных на античность, особый интерес представляют триумфальные арки. Как известно, в древнем Риме они возводились для торжественного въезда победителя. В России эта традиция возникла во времена Петра I; также триумфальные арки возводились в ознаменования великих побед и важных событий. На одной из гравюр в залах экспозиции изображены Нарвские триумфальные ворота, построенные в 1827 – 1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года.

По словам пушкинского современника Ф.Ф. Вигеля, ориентация на «древность» сказалась и в убранстве комнат. Поэтому в залах экспозиции можно видеть мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные под влиянием античности. В то время модными были «алебастровые вазы с иссеченными мифологическими изображениями, курительницы и столики в виде треножников, курульские кресла, длинные кушетки, где руки опирались на орлов, грифонов или сфинксов. <…> Красное дерево, вошедшее во всеобщее употребление, начало украшаться <…> лирами, головками: медузиными, львиными и даже бараньими». Однако все вещи, которые у древних были для «домашнего употребления», в XIX веке «служили одним украшением; например, вазы не сохраняли никаких жидкостей, треножники не курились, и лампы в древнем вкусе, со своими длинными носиками, никогда не зажигались».

На выставке широко представлены высшие достижения античной литературы – произведения Гомера, Софокла, Аристофана и других. Также вниманию посетителей предлагаются сочинения русских поэтов, значительную долю своего творчества уделявших переводам древних авторов и подражаниям им. Это М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов и другие. Ода, стихотворное дружеское послание, прозаическое письмо, элегия – все жанры эпохи говорили на языке, полном если не античных образов, то античной терминологии. Поэты мыслили аналогиями с древностью; даже говоря о самых обычных вещах, они не обходились без упоминаний древних божеств.

Выставка позволяет затронуть и тему воздействия идей и образов античности на воспитание молодых людей первой трети XIX века. Их образование предполагало знакомство с персонажами мифологии, латинскими эпиграфами и изречениями. Однако это отнюдь не означало глубокого осмысления текстов древних авторов. Так, например, герой Фасад со стороны Хрущевского переулка. Фрагмент барельефа с изображением Одиссея, известного героя древнегреческой мифологии и произведения Гомера.«Евгения Онегина», как и любой молодой человек, выходя в свет…знал довольно по-латыне,/ Чтоб эпиграфы разбирать,/ Потолковать об Ювенале,/ В конце письма поставить vale,/ Да помнил, хоть не без греха,/ Из Энеиды два стиха.

Фасад со стороны Хрущевского переулка. Фрагмент барельефа с изображением Одиссея, известного героя древнегреческой мифологии и произведения Гомера.Вместе с тем трудно переоценить ту роль, которую идеи и образы античности играли в воспитании детей. Понятия демократии, свободы в рамках закона и гражданской ответственности, берущие свое начало в Древней Греции и Древнем Риме, делали образ римского республиканца в глазах подростков особенно привлекательным.

Интерес к древности коснулся и моды, преимущественно женской. Представление о ней дают портреты начала XIX века и модные картинки из журналов того времени. Платья из легкой ткани с очень высокой талией – дань культу «естественности», который возник в конце XVIII века под влиянием идей Ж.Ж. Руссо, и образцы которого искали в том числе и в античности. По словам современника, все женщины того времени «хотели казаться древними статуями, с пьедестала сошедшими: которая оделась Корнелией, которая Аспазией <…>. Собранные в виде диадемы волосы украшали их молодое чело. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете». И «если бы не мундиры и не фраки, то на балы можно было бы тогда глядеть как на древние барельефы и на этрусские вазы».

Один из разделов экспозиции посвящен А.С. Пушкину, обращавшемуся к образам и сюжетам античной литературы на протяжении своего творчества – от лицейской скамьи до последних лет жизни. Здесь можно видеть произведения авторов, наиболее значимых для поэта в различные периоды его жизни: Апулея, Овидия, Тацита, Горация и других. Здесь также можно познакомиться с произведениями самого поэта, в которых встречаются множественные отсылки к сюжетам и образам древней Греции и Рима. В залах экспозиции представлены портреты друзей и знакомых Пушкина – А.А. Дельвига и В.К. Кюхельбекера, культивировавших в своей поэзии антологические мотивы, А.Н. Оленина – поклонника и крупнейшего знатока античного мира, Н.И. Гнедича – переводчика «Илиады», К.П. Брюллова – автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» и многих других.

Пушкинские строки, сопровождающие выставку, а также высказывания современников поэта, не только дают представление об их отношении к античному наследию, но и позволяют понять многие социальные и культурные явления русской жизни первой трети XIX века.

Где: Выставочные залы 1-го этажа Государственного музея А.С. Пушкина, Москва, ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м.«Кропоткинская»)

Когда: с 20 декабря 2017 года по 3 марта 2018 года

Стоимость билета: 150 / 100 (полный / льготный) рублей

www.museum.ru/N68575
Ваше мнение »»

»»Государственный музей А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход в сторону Государственного музея А.С. Пушкина, из метро направо по ул. Пречистенка
Телефоны:(495) 637-5674 - спр., 637-3256 - экс.бюро
сайт:www.pushkinmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: литературные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.09.2018  x    ?  


Шедевры из Эрмитажа – от Моне до Малевича - на выставке в Сиднее, Австралия

Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре» оказалась в Париже впервые за 50 лет

Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа на выставке в Курске

Интенсивный курс «Супер-гид» в Центре Гиляровского. Третий запуск

Выставка «Театр “Et Cetera”. 25 лет» в Театральном музее им. А.А. Бахрушина

Государственная галерея на Солянке начинает цикл лекций о видеоарте

Презентация книги «Матильда и Иосиф Кшесинские. Дневники, письма, воспоминания»

Выставка "Городклин#13" в Театральном музее им. А.А. Бахрушина

«Комсомол - моя судьба». Сургут - город шести Всесоюзных ударных комсомольских строек

Выставка произведений Раисы Лебедевой. Живопись

Презентация книги «Тайны сценического языка испанского классического театра» Видаса Силюнаса

Тунгусская загадка. К 110-летию падения Тунгусского метеорита

Фотовыставка "Мой любимый город Советск"

Выставка "Михаил Мамонтов. Забытый художник"

Романовы. Семейные хроники

Выставка "Интенсивный дизайн 2018" в музее "Русский Левша"

Выставка "Александр Гайлис. Живопись" в Старой Ладоге

Курсистка - имя нарицательное. К 140-летнему юбилею высшего женского образования в России

Выставка "Первым делом - самолеты!", посвящённая 95-летию гражданской авиации России

Выставка Зинаиды Серебряковой из собрания Русского музея в Ярославле

Всероссийский Есенинский праздник поэзии «Русь моя, милая родина…»

Выставка скульптуры Лазаря Гадаева

Петергоф. Осенний праздник фонтанов 2018. Театральный роман

Выставочный проект Музея Востока "Белый тигр Запада идет на Восток"

“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера

Выставка "Средняя Азия. Миражи" в Музее зарубежного искусства, Ярославль

«А я с собой свою Россию в дорожном уношу мешке». «Дело Таганцева» и его эпилог

Выставка Сергея Ракутова "Сады-цветы" в галерее "Мансарда Художников"

Выставка произведений Святослава Рериха в Музее-институте семьи Рерихов

Выставка "Таврический вояж" в Азовском музее-заповеднике


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru