НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения. Живопись, графика, рукописи

c 20 декабря 2017 по 4 февраля 2018Москва
Поляна со столпившимися деревьями.1958. Масло бумага. Частное собрание
Пейзаж с лошадью без всадника. 1973. Масло, картон. Частное собрание
Декоративный мотив. Бумага, темпера. 1948. Частное собрание
Мужчина с лукавым взглядом. 1978. Масло, оргалит. Частное собрание
Листья засушенных трав. 1974. Бумага, темпера. Частное собрание
20 декабря в Мультимедиа Арт Музее, Москва открывается выставка "Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения".

Федор Васильевич Семенов-Амурский родился в Благовещенске, учился в Благовещенском Художественно-промышленном училище, а затем перебрался в Москву и поступил во ВХУТЕМАС, где в то время еще сохранялись традиции пред- и постреволюционного авангарда. В молодости он был увлечен и очарован французской живописью, с которой познакомился в Музее нового западного искусства. Досконально изучив творчество художников парижской школы, а также русских художников начала ХХ века, Семенов-Амурский включил их идеи и язык в свою собственную художественную концепцию. Сам он говорил о себе: «я — художник, ставший на плечи своих предшественников», и любил повторять, что «художник должен соединять мудрость Сезанна, эмоциональность Ван Гога и наивность Анри Руссо».

В начале 1930-х в стране произошел «великий перелом»: установка на «социалистический реализм» распространилась на все сферы культуры. Многочисленные художественные группировки были объединены в Союз советских художников, членом которого стал и Семенов-Амурский, незаметно и пассивно пребывая в нем до самой смерти и зарабатывая на жизнь ретушированием фотографий для Большой советской энциклопедии. Искусство Семенова-Амурского не было востребовано советской художественной системой: его первая скромная выставка состоялась лишь в 1967 году в Институте физических проблем Академии наук СССР благодаря усилиям Петра Капицы, вторая и последняя прижизненная выставка — в 1976-м, в Центральном Доме работников искусств.

Не желая идти ни на эстетические, ни на содержательные компромиссы с советской властью, Семенов-Амурский выбрал эскапизм и жизнь в собственном мире, где царили его любимые французы: Сезанн, Ван Гог, Дени, Дюфи, Боннар… Записные книжки, представленные на выставке, стали для художника своеобразной творческой лабораторией: в них он рассуждал о технике живописи, делал выписки из трудов философов, художников и писателей, размышлял о природе искусства. «Я люблю гулять в садах моего воображения», — говорил Семенов-Амурский о процессе своего творчества, заполнявшего и пронизывавшего всю его жизнь. «…На этот раз работай, не переутомляя себя; но эти постоянные дискуссии об искусстве, показ своих и просмотр работ других художников, могут вытопить последний твой жирок и превратить тебя в мощи святого Феодора», — писала ему жена Елизавета Измайловна Елисеева в 1970 году. Отвергнутый официальной советской системой, Семенов-Амурский искал опору в старом романтическом противопоставлении художника и толпы, или общественного вкуса — чему посвящены многие его собственные записи и выписки из биографий и текстов других художников. «Чем возвышеннее художник, тем меньше у него зрителей», — говорил он. Не став диссидентом и держась в стороне от всего, что бы хоть как-то касалось политики, в 1967 году он, тем не менее, выписывает себе следующий комментарий из книги отзывов на выставке «50 лет советской власти»: «Неужели у нас нет художников настоящих, которые могут обойтись без шаблона, без демагогии и без цензуры, которые живут человеческими чувствами, а не заповедями коммунистической религии?» Семенов-Амурский не был поклонником беспредметной живописи. «Я люблю реальность», — говорил он. За небольшим исключением, его работы фигуративны: всадники, цветы, лица, маски, скульптуры, натюрморты, ландшафты, групповые композиции. При этом реальность Федора Семенова-Амурского, называвшего себя «художником-идеализатором», волшебно преображалась, становясь возвышенной и романтической.

Условия жизни и стесненность в средствах диктовали технику и методы работы Семенова-Амурского. Большую часть жизни он провел в крошечной комнате в коммунальной квартире и писал на бумаге: она дешево стоила, не требовала подрамников и занимала минимум места. Габаритами комнаты был обусловлен и небольшой формат работ — не более половины листа чертежной бумаги. Всего за годы жизни Семенов-Амурский создал тысячи произведений, многократно их переписывал и часто уничтожал при «критическом отборе».

Зрителями его работ становились, в основном, друзья и знакомые — на редких домашних просмотрах с чаепитием и философскими беседами.

Сегодняшняя выставка стала возможна благодаря Игорю Шелковскому, художнику и издателю журнала о советском неофициальном искусстве «А—Я», выходившему в Париже в 1979—1986 годах. Знакомство Шелковского с Семеновым-Амурским состоялось в 1954 году, в Пушкинском музее, перед только что выставленной там картиной Матисса, которого советская идеология считала художником слишком формалистическим и потому держала в запасниках. Их дружба продлилась до самого отъезда Шелковского в Париж, в 1976 году. Они вместе стояли в очереди на выставки Пикассо (1956) и Фернана Леже (1963) в Пушкинском музее, ходили на легендарную американскую выставку в Сокольниках (1959). Благодаря этому знакомству в одном кругу общения в 1970-е годы объединились такие полярные, но одинаково «неофициальные» художники, как Семенов-Амурский и его ученики — Павел Ионов, Иван Смирнов, Григорий Громов, Александр Максимов, — и «молодежь»: Дмитрий Пригов, Ростислав Лебедев, Борис Орлов.

Уже после смерти Семенова-Амурского в 1980 году именно Игорь Шелковский организовал его первые выставки за рубежом, в Париже (1988 и 1992), изготовив для живописных работ скульптурные рамы, в которых эта живопись демонстрируется и сегодня и графический облик которых созвучен графическому оформлению рукописей самого Семенова-Амурского.

www.museum.ru/N68469
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00, 637-11-55
сайт:www.mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.09.2018  x    ?  


Вечное движение. Выставка латвийских художников в Эрарте

Тимур Петрович Новиков. К 60-летию со дня рождения художника

Выставка "Андрей Валерьевич Крисанов (1966–2018)"

Стекло, которым любовались. Шедевры XVI–XX веков в собрании Государственного Эрмитажа

Выставка на Арбате, посвященная 125-летию со дня рождения Алексея Лосева

Карл Маркс навсегда. Выставка в Русском музее

Лекция из цикла «Россия. 1918. Поступь революции» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка памяти Н.Ф. Зыкова в Музейном центре "Гамаюн"

Санкт-Петербург в фотографиях 1850–1910-х гг. из собрания Русского музея

Искусный властитель: император Александр I

Выставка художественного текстиля в Музейном центре "Гамаюн"

Презентация книги Анатолия Бергера «Избранное» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Планшетная выставка "Гений сцены", посвященная творчеству Михаила Барышникова

Презентация книги стихов Мариуса Торреса в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Малый формат большой истории

Выставка «Философия корейской культуры в пространстве современного искусства»

Шедевры из Эрмитажа – от Моне до Малевича - на выставке в Сиднее, Австралия

Выставка Игоря Вулоха "Вспоминая Игоря Вулоха" в галерее "Файн Арт"

«Вместе» в Городском выставочном зале Петрозаводска

Выставка «Раскрасьте мысли в цвета заката…» в Музее Серебряного века

Фестиваль науки в Дарвиновском: говорящий череп, 3D-тур в пещеру неандертальца и другие приключения

Юбилейная выставка Татьяны Евгеньевны Ивановой

Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре» оказалась в Париже впервые за 50 лет

Выставка к 100-летию С.И. Сафронова в Саратовском областном музее краеведения

Западноевропейский натюрморт XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа на выставке в Курске

Выставка «Мальцовское прейскурантное стекло» в Музее хрусталя им. Мальцовых

«Гигантомахия». Выставочный проект Владимира Анзельма

Зазеркалье Усова

Выставка произведений Раисы Лебедевой. Живопись

Курсистка - имя нарицательное. К 140-летнему юбилею высшего женского образования в России


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru