Санкт-Петербургский Музей театрального и музыкального искусства и Школа Masters приглашают на лекции в рамках выставки "Октябрем по театру: 1917 - 1927" (см.
http://museum.ru/N67986).
Всеволод Мейерхольд в 1920 году объявил программу "Театральный октябрь": театр - это средство политической пропаганды, он адресован народным массам, предлагает образ нового, советского человека, отказывается от "устаревшего" психологизма. Новая идеология требовала новой эстетики, и на некоторое время пути театральных авангардистов и молодого советского государства совпали. Выставка посвящена этому оптимистическому периоду и демонстрирует работы современников Мейерхольда в Петроградских-Ленинградских театрах 1917 - 1927 годов: фотографии театрализованных массовых зрелищ, эскизы к легендарным спектаклям, афиши, похожие на политические плакаты. В центре выставки - реконструкция синтетического представления "Двадцать пятое" по поэме Владимира Маяковского "Хорошо!", поставленная в 1927 году. Лекции ведущих петербургских театроведов помогут понять, чего хотело государство от художников, в чем обаяние революционного театра и почему "Театральный Октябрь" ждал неминуемый крах.
2 декабря, суббота, 16.00: Гюляра Садых-Заде. "Машина времени и музыка машин: русский музыкальный авангард в эпоху Маяковского"
Клячу истории загоним" - обещал Владимир Маяковский, чеканя ритм строевого шага в "Левом марше". Русская музыка отозвалась на его призыв металлическим грохотом станков, ревом фабричных гудков и победным рычанием тракторного движка. Варварская лапидарность агрессивных ритмов, исполинская мощь оркестровых крещендо, нащупывание новой поэтики и особенного языка - угловатого, шершавого, но идеально созвучного новой эпохе - главное, что мы слышим в опусах композиторов первой волны русского музыкального авангарда: Александра Мосолова, Владимира Дешевова, Гавриила Попова, Николая Рославца и Арсения Авраамова. Непривычный, пугающий, резкий музыкальный мир возникал в пафосе отрицания прошлого опыта культуры, из очистительного и могучего порыва масс. Об этом и многом другом вы узнаете из лекции музыкального критика и музыковеда Гюляры Садых-заде.
Гюляра Садых-Заде - журналист, публицист, музыкальный и арт-критик. Музыкальный обозреватель газеты "Ведомости", портала Colta.ru, журнала "Эксперт", "Российской газеты" и других изданий. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга и Союза театральных деятелей России, член Ассоциации музыкальных критиков и Ассоциации театральных критиков, 2012-2015 гг. - программный директор международного фестиваля "Евразия" в Екатеринбурге.
10 декабря, воскресенье, 12.00: Елена Горфункель. "Советский театр к десятилетию Октября".
К 1927 году на смену разнообразным временным и переходным формам театра и театрализации (массовые празднества и зрелища, акции, спектакли-однодневки, эксперименты, любительство) приходит стабильный профессиональный театр советской эпохи. Он идеологически подготовлен; он получает новую качественную драматургию; кадры режиссуры и исполнителей нацелены на задачи художественного воплощения октябрьского перелома. Театр в 1925-1927 годы демонстрировал достижения в одних случаях, попытки вписаться в новое время и перестройку в других, в целом же - осмысление исторических процессов прошедшего десятилетия в переводе на язык театра.
Горфункель Елена Иосифовна - кандидат искусствоведения, театровед, историк и критик, профессор РГИСИ, лауреат премии имени А.Кугеля. Автор многочисленных книг, научных и публицистических статей.
24 декабря, среда, 19.00: Любовь Овэс. "Моисей Левин (1896-1946). Театр и судьба"
Из Вильно в Петроград. "Левые" школы и театры. Четыре юбилейных спектакля 1927 года. "Свой" во всех театрах Ленинграда. Из театра - в кино, из главных художников БДТ - в основатели казахского кинематографа.
Любовь Соломоновна Овэс - театровед, специалист по сценографии, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, доцент кафедры русского театра Российского государственного института сценических искусств, преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, автор книг, научных статей, редактор-составитель альбомов и сборников, посвященных театральной сценографии, член редколлегии журнала "Сцена", член Комиссии СТД РФ по сценографии, кандидат искусствоведения.
Выставка открыта в Шереметевском дворце - Музее музыки