НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Ловец света. Памяти фотохудожника Юрия Холдина (1954-2007)

c 15 ноября по 15 декабряМосква
Ловец света. Памяти фотохудожника Юрия Холдина (1954-2007)
Юрий Холдин, 2006 г. Первая выставка проекта в Третьяковской галерее, Инженерный корпус
Памяти фотохудожника Юрия Холдина (1954-2007), автора проекта "Свет фресок Дионисия - миру"

15 ноября - 15 декабря 2017 г.

Организаторы: Центральный совет ВООПИиК и Фонд "Фрески Руси"

Концертно-выставочный зал "В доме Нащокина" ЦС ВООПИиК

Адрес: Москва, Гагаринский пер., 4/2; тел.: 8 (495) 695-07-06 (справки); 8-910-426-81-45 (экскурсии)

Ферапонтовские фрески Дионисия, сохранившиеся в первозданной полноте в далёкой от культурных центров вологодской глубинке, теперь можно увидеть, не выезжая из Москвы. Ещё удивительнее, что, вглядываясь в образы знаменитой росписи, мы видим, улавливаем и понимаем значительно больше, чем на месте исторического пребывания этого бесценного памятника художественной культуры второй половины XV века - Золотого века русской иконописи. Автор этого необычного опыта "сокровенной встречи с фресками Дионисия Мудрого" - фотохудожник Юрий Холдин трагически погиб 10 лет назад. Его светлой памяти посвящена выставка, которая с 15 ноября в течение месяца будет работать в Концертно-выставочном зале "В доме Нащокина".

В проекте Юрия Холдина искусство фотографии и искусство фрески соединяются настолько неразрывно и органично, что нередко у зрителей возникает вопрос: что является предметом экспозиции - фотография или фреска? Вопрос возникает и о непривычном для фотоискусства жанре произведения, имеющего многоплановый сюжет. Но так ли важно формально определять название этого явления, спорить о приоритетах эпох, искусств и их авторов, если цель достигнута? Мы, бегущие в сумасшедшем ритме XXI века, вдруг останавливаемся... То, что когда-то зацепило в Ферапонтове взгляд именитого мастера светописи и не отпускало уже до последнего дня, теперь останавливает и нас. "Искусство - всегда таинство. Я благодарен судьбе, что соприкоснулся в своём творчестве с временем и произведениями Дионисия. Таинство - всегда непостижимо. Если вслушиваться - оно откроет вам некоторые секреты, но чувство тайны всё равно останется. Я не стремлюсь раскрыть тайну, я хочу её показать людям", - говорил Юрий в одном из последних интервью.

Проходят годы, и постепенно становится яснее, что фотооткрытие Холдина - явление единичное. Неповторим его взгляд на привычный ракурс исследования фресок, живущих в объёмном световоздушном пространстве древнерусского собора. Неповторимы и новые оттенки видения труда Дионисия, впервые представленного в колористической гармонии и смысловой целостности. Холдин настаивал на том, что качество сохранения великого культурного наследия прошлого зависит от культуры его восприятия. Условие, которое он считал единственно допустимым для работы мастера фотографии с искусством фрески, для многих казалось перфекционизмом, задачей невыполнимой. Сложившаяся система взглядов на образ представления публике древнерусской стенописи была подвергнута им жёсткому профессиональному анализу: она оказалась лишённой смыслового соответствия оригиналу, художественности и вкуса. Осмысление мира и художественного дара Дионисия выпадали из системы координат тех, кто снимал фрески до Холдина. Удивительно, что сам мастер, который говорил, что "фрески Дионисия не снимал", оставил единственный в искусстве феномен подлинности соприкосновения с его шедевром.

Некачественно тиражируемым Дионисием пытались весь ХХ век "иллюстрировать" различные искусствоведческие фолианты. Художник в таких изданиях уходил на второй план. "Но это изобразительное искусство: Дионисия надо прежде показать, а потом уже говорить о нём!" - ведь многое при обычных условиях музейного знакомства с фресками в Ферапонтове недостижимо. Но - ни одной профессиональной съёмки за столетие, уже не говоря о том, что работа обычного фотографа недостаточна, чтобы донести пластическими приёмами этого вида искусства опыт "умозрения в красках"... Не пытаясь вступать в непосредственный спор с оппонентами, Холдин взял на себя решение сложнейшей задачи - показать то, что в соборе, при переменчивом дневном свете, "глаза в глаза" никто никогда не видел. Он понимал, что просто обязан показать Дионисия таким, как ему открылось, каким прежде не удавалось его рассмотреть, - великим колористом и великим богословом, личностью, масштабно и глубоко мыслящей, чувствуя в этом причину исключительной силы влияния его гениального творения на все последующие века. Он горел этой идеей и, взявшись за дело, погрузился в него, забыв обо всём, не считая времени, не жалея сил и средств на доведение своего жертвенного труда до совершенства. Результат оказался несопоставим со всем предшествующим опытом: светоносность фресок, которая долгие годы нивелировалась при многократных попытках их репродуцирования и копирования, открылась в свете солнечного дня. Они стали предметом изучения и созерцания не только узкого круга специалистов, не рассматривавших фотографию как Искусство, но и огромной аудитории, получившей беспрецедентный путь доступа к величайшему сокровищу, к достоянию национальной и мировой культуры.

500 лет назад Дионисий жил и творил на рубеже столетий, на изломе эпох, когда после падения Константинополя, а позднее - "стояния на Угре" и окончательной победы над татаро-монгольским игом в 1480 году происходило массовое пробуждение веры и национального самосознания, чему сопутствует взлёт святости, расцвет "умозрения в красках", - след этого хранит Ферапонтовский шедевр. Искусство Холдина, увидевшего в наследии Дионисия поразительное созвучие своему времени, с его внимательным всматриванием в прошлое с мыслью о будущем, уже вошло в историю как уникальное художественное высказывание о судьбе России на рубеже XX-XXI веков.

Авторские экскурсии искусствоведа Е.В. Даниловой ежедневно: в будние дни - с 15.00, в субботу и воскресенье - с 14.00 (по предварительной договоренности, тел. 8-910-426-81-45).

www.dionisy.ru

www.museum.ru/N68001
Ваше мнение »»

»»Фонд "Фрески Руси"
Адрес:город Москва, ул. Шипиловская, 64, корп. 1, офис 360
Телефоны:8-910-426-81-45
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 23.11.2017  x    ?  


Выставка «Ура, наш Царь!..» в музее-заповеднике «Бородинское поле»

Музеи Московского Кремля примут участие в Non/fiction№19

Выставка "Октябрем по театру: 1917-1927". Просветительская программа

Сьюзан Сворц. Личный путь

Вечер памяти Тамары Петкевич в музее Анны Ахматовой

«Стрелка». Выставка произведений Андрея Ремнёва

Выставка «Россия. Территория настоящего» в Музее современной истории России

Лобненский рубеж – начало контрнаступления в Битве под Москвой

Выставка "Северный путь/Nothern passage" Лорен Хартман в Дарвиновском музее

"Дом-музей. Из истории особняка М.П. Боткина". Выставка в Музее-институте семьи Рерихов

Non/Fiction№19. Книжная выставка «Детская книга 1917-2017. История с продолжением»

В особняке Румянцева открывается Центр имени Дмитрия Сергеевича Лихачева

Сокровища Пражского Града

В Коми-Пермяцком краеведческом музее будет создан страховой фонд экспонатов в электронном виде

XV Московский Международный фестиваль "Гармоника – душа России"

Образовательная программа «Толстой. Дагестан. Хаджи-Мурат» в галерее «Ясная Поляна»

Выставка «Секреты музейной реставрации» в Музее истории религии

Открытие Десятого Международного фестиваля "Биеннале поэтов в Москве"

День Нарвских Триумфальных ворот

Программа выходного дня для семейных групп с детьми "Славный народ - собаки" в Мелихове

Музыкальные четверги в Строгановском дворце. Вокальная группа "Акапеллика"

Гость музея – советский лёгкий танк Т-70

Выставка «Зимние объятия» В.А. Чупилко (г. Омск)

Поэтический вечер китайского поэта Ян Ляня и российского поэта Андрея Монастырского

Выставочный проект «Дыхание времени. Филиппова Г.Г.», Великий Новгород

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Юноша с лютней». К завершению реставрации

Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта

Константину Романову - из XXI века

Выставка Юрия Спиридонова "Образ Арктики" в галерее "Голубая Гостиная"

«Норвегия - Россия. Паломничество художника». Выставка произведений Кьель Пар-Иверсена


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru