В год 100-летнего юбилея Октябрьской революции участники выставки предлагают взглянуть на эту тему более широко и осмыслить революцию как универсальное понятие с множеством проявлений — Великая французская, Русская, китайская культурная, сексуальная, исламская, цветная и прочие.
Художники двух стран решили каждый по-своему ответить на вопрос: «Можем ли мы сегодня говорить о революции как об эволюционной парадигме развития человечества?»
В своих инсталляциях Леонид Тишков и Виктор Лукин, обращаются к памяти предков. Если Лукин вспоминает дедушек и бабушек, которые должны были приспосабливаться к новым реалиям, то Тишков использует архивные фотографии: «Разрывая ткань с отпечатками прошлого, на которых проявлены массы людей, вольных и невольных участников революционных событий, я разрываю ткань времени, чтобы связать из нее коврик. Вязание, как сублимация памяти, объединение материй с отпечатками прошедших теней людей, вязание, как простой домашний труд, полный любви, примиряющей нас с неизбежностью забвения и эфемерности бытия». На одной из старых групповых фотографий среди представителей большевистской элиты, позирующих в первые дни революции, рядом с Лениным сидит один из членов семьи художника.
Авторы «Русской весны» (Андрей Филиппов/Виктор Скерсис/Паруйр Давтян), размышляя о сути революции и эволюции, вдохновляются академической саврасовской картиной «Грачи прилетели» и строят высокие деревянные заборы.
В видеоинсталляции Tabularasa (Колесников/Денисов+Иван Вдовин) зрители смогут увидеть битву подушками с принтами орудий войны, снятую в Екатерининском зале Большого царицынского дворца специально для выставки. Зал, обильно украшенный сусальным золотом, превращается в того самого золотого истукана, из-за которого происходили исторические катаклизмы.
Участвующие в выставке голландские художники предпочитают в большей степени концентрироваться каждый на своей личной революции и предлагают по-новому взглянуть на социальные и психологические проблемы человека XXI века. Подвергая сомнению исторические факты, бросая вызов царящим предрассудкам, они стремятся вовлечь зрителя в обсуждение и решение самых важных вопросов существования современного общества.
Хейс Фрилинг и Йоб Ваутерс, Ирис Кенсмил, Таня Риттербекс, Юлия Винтер приедут в Россию, чтобы создать специальные инсталляции к этой выставке.
Юлия Винтер (Julia Winter) в своей инсталляции размышляет на тему стихотворения Марии Цветаевой «Приметы», легендарный Антон Корбейн (Anton Corbijn) впервые покажет фотографии, сделанные в СССР в 1982-ом, году и включит в инсталляцию свой последний клип Where’s the Revolution, снятый для альбома Spirit группы Depeche Mode. Хейс Фрилинг (Gijs Frieling) и Йоб Ваутерс (Job Wouters) создадут инсталляцию непосредственно в музее. Предметом их работы может стать скандальный лозунг или символы, которые меняют окружающую среду и ее значение. Тема импровизации пока неизвестна, но художники, создающие визуальное оформление показов и эскизы тканей для коллекций бельгийского дизайнера Дриса ван Нотена (Dries van Noten), обещали представить что-то масштабное.
Организаторы выставки:
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Творческий союз художников России.
При поддержке Российской академии художеств, Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова.
Кураторская группа:
Россия: Евгений Семенов, Татьяна Мыльникова, Колесников/Денисов, Виктор Лукин.
Нидерланды: Мартен Берто.
Участники выставочного проекта:
Россия: Андрей Филиппов, Виктор Скерсис, Паруйр Давтян, Леонид Тишков, Колесников/Денисов, Виктор Лукин, Евгений Семенов, Константин Худяков, Татьяна Мыльникова.
Нидерланды: Давид Баде и Тирзо Марта, Марк Бийл, Антон Корбейн, Хейс Фрилинг и Йоб Ваутерс, Хамза Халлуби, Ирис Кенсмил, Таня Риттербекс, Юлия Винтер (David Bade and Tirzo Martha, Marc Bijl, Anton Corbijn, Gijs Frieling and Job Wouters, Hamza Halloubi, Iris Kensmil, Tanja Ritterbex, Julia Winter).
Место проведения и даты:
Государственный музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом
13.10.2017 — 12.11.2017