13 октября в конференц-зале Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (пл. Победы-Софийская, 2) состоится открытие выставки «Акварельные траектории».
На выставке представлено более двадцати работ трех белорусских художников из собрания Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Выставка знакомит с творчеством наиболее известных акварелистов Беларуси — Феликса Гумена, Геннадия Шутова и Валентины Ляхович. Эти художники своим творчеством и жизненной позицией оказали влияние на развитие акварели в целом, имея массу учеников и последователей. Они представляют такое яркое явление в белорусском искусстве, как витебская школа акварели, основа которой была заложена еще в 1920-е годы.
«Акварельные траектории» — это попытка представить многогранное понятие творческого пути художника. Это размышления о многообразии траекторий, которые избирает творческая личность, о ценности личного выбора художника, который может встать как на путь ученичества у великих мастеров, так и предпочесть тернистый путь бесконечного саморазвития, личностных и творческих поисков.
Феликс Фёдорович Гумен по праву считается одним из основателей витебской акварельной школы. За годы творческой деятельности он создал тысячи акварельных работ, воспитал не одно поколение художников и помог акварели приобрести большую популярность в Беларуси. Его акварели всегда эмоциональны, динамичны и в меру экспрессивны. Художник предпочитает свежие, открытые цвета, которые словно скользят по влажной поверхности бумаги под его кистью, как в его работах «Полоцкая София» (1964 г.) и «В Нижнем Новгороде» (1980 г.). Феликс Гумен мастерски владеет всеми техниками акварельного письма, в особенности техникой «по-сырому», в которой создаёт прекрасные экспромты. В работе с акварелью у художника есть свои «секреты», которые помогают достижению определённых эффектов, к примеру, автор применяет лезвие бритвы для снятия краски с поверхности бумаги, получая световые блики и отражения; применяет смывку краски кистью.
Акварели Геннадия Фёдоровича Шутова, напротив, обладают спокойной, утончённой гаммой. В его работах мы видим гармоничные сочетания нежных оттенков голубого и охры, как в работе «Морские раковины». Художник вдумчиво, с тщательностью выстраивает композиции работ, продумывая каждую деталь, наполняя свои акварели глубоким философским содержанием. Главенствующее место в творчестве Геннадия Шутова занимают натюрморты, в которых художник уделяет большое внимание детализации, бесконечно любуясь и вглядываясь в сущность предметов. Автор ищет и познаёт в вещи личность творца, чьими руками она была создана, наделяя каждый предмет своеобразным характером и придавая ему особое звучание в композиции.
Как и в других видах изобразительного искусства, важное место в акварели занимает поиск, эксперимент. И творчество Валентины Антоновны Ляхович является тому подтверждением. Посвятив свою творческую жизнь бесконечному поиску, Валентина Ляхович находит необычные решения, сочетая акварель с новыми материалами, такими как акрил, гуашь, лак, пигменты, а также применяя сусальное золото. Художница создаёт абстрактные композиции, руководствуясь интуитивным подходом к воплощению своих творческих замыслов. Акварель приобретает в её работах новое звучание — прозрачность и лёгкость, такие привычные для этой техники, здесь сменяются плотной фактурностью, благодаря чему работы напоминают колористические коллажи. Примером тому может быть её акварель «Хаос».