19 октября 2017 года в залах «Нового Манежа» откроются две уникальные выставки, организованные Галереей «АБА» (США). Экспозиция «Русское искусство: находки и открытия» представит произведения великих русских художников, созданные в XIX – XX вв., в том числе работы Ильи Репина, Константина Коровина, Абрама Архипова, Бориса Анисфельда, Натальи Гончаровой, Роберта Фалька. Вторая выставка «Михаил Барышников, из цикла «Танец» станет премьерным показом в России двадцати фотографий выдающегося танцора современности Михаила Барышникова.
Легендарная нью-йоркская АВА Gallery, основанная Анатолием Беккерманом более тридцати пяти лет назад, хорошо известна московской публике благодаря успешным проектам последних лет. Выставки «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман» в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2014 году и «Русское искусство: от Боровиковского до Кабакова» в Новом Манеже в 2016 году стали редкой возможностью познакомиться с шедеврами русской живописи, в разное время оказавшимися за рубежом и теперь заново открытым у себя на родине. Выставки нью-йоркской галереи в Москве –пример культурного сотрудничества между двумя странами, которое продолжает успешно развиваться. В этом году АВА Gallery представит в «Новом Манеже» сразу два проекта: «Русское искусство: находки и открытия» и «Михаил Барышников, из цикла «Танец».
Последняя посвящена фотографии и искусству танца. Выдающийся танцовщик современности Михаил Барышников, взяв в руки фотокамеру, не отказался от главного сюжета своей жизни – героями его фотокомпозиций стали танцоры, причем не только балетные артисты, но в принципе любые увлеченно танцующие люди. Фирменный метод Барышникова – длинная выдержка – позволяет подчеркнуть световые эффекты и ритм движения, передать неповторимую энергетику каждого танца.
Выставка «Русское искусство: находки и открытия» посвящена произведениям отечественной живописи. В экспозицию войдет более семидесяти произведений музейного уровня. Некоторые из них обладают не только художественной, но и исторической ценностью. Полотно любимца Павла Третьякова, передвижника Абрама Архипова «Летний вечер. Рыбацкие суда в деревенской гавани» было куплено известным норвежским дипломатом и коллекционером Альфредом Даниельсеном, работавшим в Москве с1929 по 1935 год. Редкий в творчестве Алексея Саврасова пейзаж с фигурной сценой также имеет скандинавское происхождение. В предреволюционное десятилетие картину приобрели потомственные норвежские фабриканты, успешно занимавшиеся бизнесом в России до тех пор, пока события 1917 года не вынудили их вернуться на историческую родину вместе с коллекцией русского искусства. Документально подтвержденный провенанс картин «Крымский пейзаж» Константина Коровина и «Натюрморт с плодом пандана и ветками бамбука» Давида Бурлюка прослеживается еще с довоенных времен. Кроме того, на выставке будут представлены акварели Ильи Репина, портрет одной из любимых моделей Бориса Григорьева и «Суд Париса» Бориса Анисфельда — наиболее раннее сохранившееся произведение из цикла работ на мифологические и библейские сюжеты, создававшегося художником в 1910-е годы и редкий образец творчества Натальи Гончаровой «Орнамент» 1910 года, а также пейзажи И. Шишкина, А.Дубовского и П.Верещагина, произведения А.Тышлера, А.Экстер, Н.Гончаровой, М.Васильевой и Р.Фалька. Отдельный раздел выставки будет посвящен художникам-шестидесятникам. В него войдут уникальные работы Эдуарда Штейнберга, Оскара Рабина, Олега Целкова, Владимира Немухина, созданные в советский период.
Экспозиция выставки «Михаил Барышников, из цикла «Танец» — премьерный показ в Москве 18 фоторабот Михаила Барышникова, дополненный 24 снимками Ильзы Бинг из коллекции танцора. Уроженка Франкфурта и несостоявшийся физик, Ильза в 1930 году переехала в Париж, где ее ждала головокружительная карьера профессионального фотографа. Начав работать в ведущих парижских газетах и журналах L’Illustration, Le Monde illustre Vogue Paris, Adam, Marchal, American Harper’s Bazaar. Ильза Бинг вскоре приобрела известность. В конце 1920-х — начале 1930-х годов она была чуть ли ни единственным профессионалом, работающим с узкоформатной камерой. Ее авангардные фотоснимки принесли художнице звание «королевы «Лейки». Работы Ильзы участвовали в выставках наряду с произведениями Ман Рэя, Андре Кертеса и Анри Картье-Брессона, а в 1931 году состоялась ее первая персональная фотовыставка. В начале Второй мировой войны Ильза Бинг эмигрировала в США. Поселившись в Нью-Йорке, она сменила «Лейку» на крупноформатную камеру и увлеклась жанром портрета. «Я не выбирала фотографию, она выбрала меня… Теперь, более 50 лет спустя, я могу оглянуться назад и объяснить, почему. В некотором смысле это была тенденция времени, когда люди начинали видеть по-разному… Механическое устройство начало проникать в область искусства», — как-то сказала Ильза Бинг.
В преддверии открытия выставки Михаил Барышников сказал: «В конце 1970-х я познакомился и подружился с неповторимой Ильзе Бинг. В 1978 году, присоединившись к New York City Ballet, я получил в подарок ее фотографии балета Джорджа Баланчина «Errante» (1933) – двадцать пять снимков, сделанных в рассеянном освещении во время премьеры спектакля в Париже, которые упрочили ее репутацию ведущего мастера современной фотографии. Эти выдающиеся произведения и по сей день продолжают оказывать влияние на мое творчество».
Для посетителей выставки открыты с 20 октября по 5 ноября 2017 года
Новый Манеж, Москва, Георгиевский переулок, 3/3